• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чириков Игорь Сергеевич, проректор, ведущий научный сотрудник института образования, научный руководитель центра социологии высшего образования (Москва)

НОМИНАЦИЯ «ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ»

Чириков Игорь Сергеевич

Номинируется за способность созидать, зажигать и вдохновлять ради Вышки — главного и лучшего выбора в жизни

Кандидатуру предлагают коллективы следующих подразделений НИУ ВШЭ: дирекции по развитию студенческого потенциала, управления образовательных инноваций и специальных международных программ, центра внутреннего мониторинга, центра социологии высшего образования института образования

 

Вышка настолько быстро развивается, что зачастую сложно успеть за темпом ее изменений. Игорь Чириков – выпускник, преподаватель, исследователь, администратор, истинный Вышкинец – один из тех людей, которые успешно справляются с этим ритмом и способны предложить актуальные идеи и решения.

Одной из таких идей стал центр внутреннего мониторинга. До 2009 года внутренние социологические исследования в Вышке проводились студентами в рамках одного из проектов социологического клуба «Город».  Игорь заметил, что потребность в анализе различных процессов в университете стала превышать возможности студенческой организации, и предложил вывести эту работу на новый уровень. Так появился центр внутреннего мониторинга, который теперь вносит важный вклад в обеспечение обратной связи руководства с сотрудниками и студентами.

Что отличает Игоря Чирикова – новаторство и смелость. Это проявляется во всей его деятельности. Несколько лет назад Игорь был одним из тех, кто стоял у истоков институционализации исследований высшего образования в Институте образования – в 2009 году он организовал еженедельный семинар по теме высшего образования, с 2010 года являлся соруководителем нового подразделения - Лаборатории «Развитие университетов», а с 2014 – основал и возглавил Центр социологии высшего образования, научным руководителем которого он является в настоящее время. Под его руководством Центр превратился в крупного игрока исследовательского поля по многим тематикам: студенческий опыт и вовлеченность, академическое мошенничество, инженерное образование, онлайн-образование, аспирантура и многое другое. При этом многое было реализовано в России впервые: первое экспериментальное исследование форматов обучения, самый крупный всероссийский опрос студентов вузов, самый большой всероссийский опрос аспирантов.

Часть проектов является международными и Центр взаимодействует с Университетом Калифорнии Беркли и Стэндфордским университетом, при этом Игорь принимает непосредственное участие в установлении и развитии международных связей. Так Вышка стала участником проекта SERU (Беркли) – студенческий опыт в исследовательском университете – именно благодаря инициативе Игоря, а сегодня Центр является координатором всей международной части этого большого исследовательского проекта.

При этом Игорь, словно обладая маховиком времени, успевает сочетать, кажется, все виды деятельности в Вышке, и несмотря на занятость на управленческой позиции, находит время для преподавания и активной научной деятельности: является научным руководителем Центра, аспирантов и студентов, активно публикуется, недавно выступил в новой роли, став одним из редакторов книги «International Status Anxiety and Higher Education: The Soviet Legacy in China & Russia».

Новаторство касается не только науки. Так скучная рассылка с поиском предложений изменить стоявший во дворе института образования цементный куб, благодаря Игорю привела к появлению первого в мире памятника анонимному рецензенту, ставшему обязательным пунктом посещения всех академических туристов в Москве. Его установка стала возможной благодаря инициированной им краудфандинговой кампании, которая была поддержана учеными со всего мира и получила широчайшее освещение во всем мире.

 

«Я уверен, что Вышка поможет каждому из нас найти свой путь, найти тех, кто пойдет вместе с нами по этому пути. Когда-то это был лучший выбор, который я сделал в жизни, и я уверен, что у вас все сложится точно так же»

Два года назад Игорь стал самым молодым проректором Вышки, ответственным за развитие внеакадемической жизни университета, сотрудничество с выпускниками и повышение качества преподавания. За это время с его подачи и под его руководством были успешно придуманы и реализованы многочисленные проекты: обновление коммуникационной стратегии со студентами, новые инструменты поддержки студенческих инициатив, уникальный проект внутреннего краудфандинга «Вышкоин», образовательный курс «Teach for HSE». Зная на собственном примере, что наука – это интересно, Игорь активно поддерживает новые форматы вовлечения студентов в науку: Научные бои, ставшие лауреатом премии «Серебряный лучник», фестиваль науки «Lunokhod-1», экономическая секция Всемирного фестиваля молодежи и студентов. А еще студенческие экспедиции «Открываем Россию заново», которые помогают студентам лучше узнать свою Родину и получить опыт полевых исследований. Перечислять его инициативы можно очень долго.

Игорь – надежнейший человек, который умеет слушать и слышать своих коллег и студентов. Это пример настоящего Вышкинца, чей вклад в развитие университета виден уже сейчас. Для него Вышка – это больше, чем университет, это Школа и Семья. Он часто говорит: «Нужно любить не себя в Вышке, а Вышку в себе».

 

Комментарии:

3 ноября 2018 13:45
Пользователь портала
Макшанчикова Алёна Юрьевна
Игорь Чириков - человек, который знает, что такое семья Вышки с 2003 года. И любит Вышку как друга, которому всегда желает только лучшего будущего – в каждом слове, действии, проекте.

От лица студентов, вовлеченных в науку, спасибо Игорю за развитие направления студенческих экспедиций "Открываем Россию заново" - для многих это новый мир полевых исследований, который без остатка забирает в науку в самых разных ее проявлениях. Спасибо за Lunokhod-1 - Фестиваль науки, который позволил студентам увидеть красоту исследований в существующих в Вышке проектах, познакомиться с лабораториями, преподавателями, друг с другом.
От лица преподавателей и аспирантов спасибо за Teach for HSE, за проект, который объединяет преподавателей с горящими глазами в новых рабочих форматах.
От лица активистов внеучебной жизни - спасибо за обновление системы финансирования студенческих инициатив, а особенно за Вышкоин - инициативу, которая позволяет студентам самим поддерживать волнующий их проект.

От себя - спасибо за любовь и интерес к жизни, к людям рядом, к настоящему и будущему. Спасибо за все, что произошло в Вышке за последние 2 года. Спасибо за красивый пример совмещения ролей настоящего Вышкинца – исследователя, преподавателя, администратора.
Спасибо за вклад в развитие Школы, который видит и ощущает на себе каждый студент, многие сотрудники и выпускники.

P.S. Спасибо Альма-матер за то, что такие яркие люди могут творить вместе одно большое общее дело, при этом любить не себя в Вышке, а Вышку в себе. Дальше - больше