Абелюк Евгения Семеновна, доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Номинируется за педагогический талант, исследовательский профессионализм, умение вдохновлять учеников и коллег
«Есть жажда творчества
Уменье созидать
На камень камень класть
Вести леса строений...»
Это все про Евгению Семеновну Абелюк, бессменного куратора магистерской программы Института образования «Филологическая герменевтика школьной словесности». Студенты абсолютно правы: Евгения Семеновна – душа и сердце, часовой механизм всего, что связано с программой. Она не жалеет своего времени, отдает все силы. В 2016 году вышла у нее замечательная книга – "Практика чтения". Книга пользуется большим успехом не только среди преподавателей, но и среди тех, кому просто интересна литература. «Воспитание думающего читателя». Наверное так можно назвать ту большую авторскую программу, которой она отдает без остатка все свое время и силы. Поистине педагог от Бога, Евгения Семеновна обрела еще и верных заинтересованных учеников среди студентов других программ в высшей школе экономики, потому что она создала в вышке еще один уникальный проект – Лабораторию, посвященную изучению творчества Любимова и режиссерского театра XX-XXI века. Эта лаборатория привлекательна для студентов, потому что там кипит жизнь. Создала эту лабораторию неслучайно: Евгения Семеновна долгие годы знала Юрия Петровича Любимова, писала книги о нем, снимала фильмы, брала интервью. И в 2017 году лаборатория, ею возглавляемая, стала организатором ярких событий, ключевым звеном в праздновании столетнего юбилея мастера. Вообще Евгения Семеновна – прекрасный знаток театра, человек игровой. Она может сочинить за полчаса блистательный капустник, увлечь собеседника каскадом идей, заворожить аудиторию прекрасной лекцией.
Евгения Семеновна – великий труженик, она достойна премии «Золотая вышка».
Комментарии:
С уважением, Елена Владимировна Бузина, к.п.н., организатор Марафона "Живая методика", СФО.
До самой сути.
Б.Л. Пастернак
В жизни учителя, четверть века проработавшего в школе, происходит вполне естественное чередование взлётов и падений, творческих озарений и периодов неудач, любви к ученикам и своему делу, а порой и разочарований… Так случилось и со мной: казалось, наступило то самое пресловутое «выгорание». Поиски новых путей, ведущих к переосмыслению своей роли в формировании детской души, в каком-то свежем глотке собственного восприятия литературы и профессии в целом привели однажды морозным зимним вечером на лекцию для учителей, которую читала Евгения Семёновна Абелюк в лицее на Воробьёвых горах. Как зачарованная, я погрузилась в мир, полный открытий. В тот день моя педагогическая тропа изменила свою траекторию: в лице Евгении Семёновны я нашла своего Учителя, а преподавание в школе разделилось на «до» Вышки и «после».
«Филологическая герменевтика школьной словесности» – это не просто программа, это целая жизнь. Иначе и быть не могло, ведь её куратор Евгения Семёновна с коллегами-единомышленниками словно задумали одно: преподнести совершенно иной взгляд на, казалось бы, давно известное работающим в школе учителям, вдуматься в то, мимо чего порой проходили почти равнодушно, окунуться в текстовое пространство каким-то совершенно немыслимым образом… Сколько открытий чудных! Что совершенно очаровало и потрясло, так это неистощимая фантазия, потоки новых идей, практические навыки «вчитывания» в текст, живость диалога со студентами, полное погружение в процесс, личный контакт с преподавателем – глаза в глаза, дыхание в унисон.
Работа в школе во время и после обучения на магистерской программе под управлением Евгении Семёновны – это новая, яркая вспышка, взлёт твоего педагогического вдохновения и формирование вдумчивого учителя-предметника, настольной книгой которого стала в том числе и «Практика чтения». И тогда оживает в тебе уставшая душа, появляются новые идеи, а работа с детьми превращается в увлекательное путешествие в мир литературы, потому что огонёк души твоего Учителя раздувает пламя, потому что только истинный Наставник
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Б.Л. Пастернак
Студенты и выпускники Евгении Семёновны, у которых «Сильней живое сердце бьётся, / И в жилах кровь бежит быстрей», несомненно, смогут вырастить поколение вдумчивых, размышляющих над текстом юных читателей. Евгения Семёновна, бесспорно, достойна премии "Золотая Вышка"!
Еремеевская Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ «Физматшкола № 2007» г. Москвы,
выпускница программы «Филологическая герменевтика школьной словесности»
Минеева Наталия Юрьевна
учитель русского языка и литературы. Тольятти, МБУ «Лицей№51»
выпускница программы «Филологическая герменевтика школьной словесности»
Антон Алексеевич Скулачёв,
учитель литературы Гимназии № 1514 г. Москвы,
член Гильдии словесников,
член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Слов, скрепленных их собственным светом, загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума…
А.А. Тарковский
Всё начинается с доброго взгляда, с любви к играющему смыслами слову… Дают ли премии за это? Не знаю… Дают ли премии за человеколюбие, уважение к ученику, умение сказать тихо, но из души в душу, за любовь к литературе? Хотелось бы верить, что дают…
Со всей России съезжаются учителя, чтобы получить опыт преподавания литературы. Тексты-загадки, тексты-тайны – в центре внимания Евгении Семёновны Абелюк и её учеников. К каждому тексту – свой «ключик»: визуальный комментарий, мифологические или библейские сюжеты, концепты…
В разные уголки страны увозят ученики Евгении Семёновны свои знания вместе с дипломами Высшей школы экономики. Хочется верить, что через «Слово учителя» получится сохранить «Слово классика» и «Слово современника».
Нижний Новгород. МБОУ «Школа № 24», учитель русского языка и литературы Заворотная Татьяна Эдуардовна