• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Волков Олег Сергеевич, преподаватель Школы лингвистики факультета гуманитарных наук (Москва)

НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»

Волков Олег Сергеевич

Номинируется за самоотверженную преподавательскую деятельность, за организацию чукотской экспедиции и чукотокамчатоведческого направления в Школе лингвистики, за яркость и теплоту, которую он вносит в будни Школы лингвистики

Кандидатуру предлагает инициативная группа сотрудников Школы лингвистики: Юрий Ландер, Михаил Даниэль, Алексей Козлов

Один известный лингвист старшего поколения сетует: университеты всё больше становятся похожи на прачечные. Человек платит деньги, и может быть, даже получает назад выстиранное бельё — но у него не остаётся ощущения, что с ним самим что-то происходит. И верно: кроме мудрых преподавателей, отягощённых бременем опыта и познания, и идеальной организации учебного процесса, должно быть что-то ещё — чтобы бикфордов шнур академического процесса вспыхнул и загорелся. В Школе лингвистики роль этой искры исполняет Олег Сергеевич Волков.

О. С. встречает первокурсников с начала первого семестра, на курсе "Введение в лингвистику" — и параллельно ведёт у одной из групп латынь. Потом он участвует в курсах общей морфологии, грамматической семантики, языков мира и типологии: под его присмотром бакалавры вырастают от первого курса до четвёртого. Всё это он преподаёт с завидной самоотверженностью — и в смысле тщательнейших проверок всех контрольных, и в смысле вдохновляющих (и круглосуточных!) дискуссий со студентами. Редко получается уйти из 514 комнаты позже Олега. А ещё — популярнейшие среди студентов НИСы, а ещё — чукотско-камчатский НУГ, координацией которого он занимается, и главное дело этого НУГа — чукотская экспедиция.

Да, О.С. (вместе с И. А. Стениным) придумал и организовал чукотскую экспедицию, и вот уже второй год наши студенты вместе с ним ездят на край земли и описывают один из самых интересных и необычных языков России. Для нашей академической жизни это оказалось исключительно важно: во-первых, расширилась традиционная география наших языков, включавшая до этого Кавказ, Поволжье и Западную Сибирь; во-вторых, у студентов в руках оказался эмпирический материал, совершенно непохожий на то, с чем они работают обычно — и это очень подтолкнуло вперёд интеллектуальную жизнь нашей Школы. Со своими экспедиционерами О. С. работает особенно интенсивно — и не случайно теперь это лучшие студенты четвёртого курса: наши чукотокамчатоведы делают доклады не только в России, но и, например, в Австралии или в Хорватии.

Ещё О. С. очень тонкий и интересный учёный. Про это мало знают даже в Школе лингвистики, но до чукотского у него был большой полевой опыт работы с бесермянским удмуртским языком: он много работал над составлением словаря-тезауруса этого языка, который недавно вышел в свет. А сейчас О. С. главным образом занимается глагольным видом. Он написал (но ещё не защитил) диссертацию про типологию инхоативов — глагольных маркеров со значением начала действия и написал несколько изящных статей о аспекте в чукотско-камчатских языках. О. С. ученик виднейшего современного отчественного аспектолога, академика В. А. Плунгяна, и очень интересно смотреть на то, как стиль и научный почерк его учителя преломляется в работах О. С. При этом, хотя типологический и теоретический кругозор О. С. широк, но он никогда не следует шаблонам, они ему будто бы не нужны. И конечно, его аспектологические и типологические штудии выливаются в преподавание: в прошлом году он вёл НИС о типологии аспекта (и он был переполнен студентами), а в этом, совместно с Ю. А. Ландером, о грамматике кечуа (и этот НИС тоже крайне популярен).

Но главное всё-таки — это та яркость и та теплота, которые О.С. вносит в будни школы лингвистики. Я вспоминаю это первое сентября: после торжественной речи Е. В. Рахилиной перед первокурсниками появляется О. С., рыжебородый, рыжеусый, длинноволосый, в каких-то восхитительных штанах — и говорит — медленно, как обычно: «Привет, я Олег, вот мой телефон, звоните, если что-то будет нужно». Он словно является живым доказательством, что лингвистика — это правда здорово и увлекательно. Мудрено ли, что вокруг него всегда какие-то студенты, то есть не какие-то, а самые лучшие. Твиты типа «Увидела Волкова — настроение поднялось на целый день» существуют в Твиттере во множестве. Короче, О. С. — это закваска, без которой тесто не взойдёт, и соль, без которой огурцы не засолятся.

Комментарии:

27 ноября 2017 00:36
Пользователь портала
Ну что тут говорить. Все студенты действительно без ума от Волкова. А он постоянно думает о них, об их успехах и проблемах, об их вопросах. Он в самом деле всегда на связи, даже во время качки в далёких чукотских морях, когда и связи-то нет никакой. И он учит их думать, решать простые (но такие сложные) вещи, искать и находить свой путь в науке и в жизни. Это ли не успех.

 
25 ноября 2017 21:52
Пользователь портала
Иванова Виолетта Викторовна
Олег Сергеевич вел у нас много лингвистических курсов: это и языки России, и кусок минора, и типология аспекта, и морфология (и скорее всего, я перечислила не все). Для меня семинары с Олегом Сергеевичем всегда очень отличались от всего остального: еще на втором курсе я заметила, что с его семинаров всегда уходишь с вопросами. Не потому что не успела их задать и не потому что вообще ничего не поняла, а потому что просто никогда об этом даже и не думала. Это такие вопросы, которые самостоятельно (во время чтения учебника или статьи или во время лекции) в голову прийти не могут, но Олег Сергеевич может помочь им туда прийти. Если до семинара всё казалось легко и просто, то после семинара понимаешь, что всё гораздо сложнее. Если же до семинара казалось, что все сложно... В общем, неизбежно узнаёшь, что лингвистика — это еще глубже.

 
25 ноября 2017 00:29
Пользователь форума
Елизавета
Олега Сергеевича я знаю не так давно (всего три неполных месяца), но уже смогла оценить его преподавательский талант и неописуемый юмор, с которым он относится к жизни. Это преподаватель, на занятиях которых не выключаешься несмотря на усталость, недосып и то, что идёт уже пятая пара подряд: настолько интересно он подает материал.
Олег Сергеевич отвечает в любое время в любом месте (таблички по латыни стабильно "прилетают" ближе к трём ночи, а в ответ на позднее сообщение с содержательной просьбой можно ожидать толкового и быстрого ответа), всегда готов помочь словом и делом.
Олегу Сергеевичу удается участвовать в стольких проектах с равной степенью вовлечения в них (возможно, он между делом изобрел машину времени...), и это прекрасно.
P.S. Простите, но восхитительный вкус в одежде (такое пижамно-уютное невообразимое нечто) тоже стоит отметить: это сразу поднимает настроение и заставляет хотеть жить.

 
22 ноября 2017 00:34
Пользователь портала
Герасименко Екатерина Андреевна
Олег Сергеевич Волков вдохновляет. Он прекрасный преподаватель, который, с одной стороны, очень понятно и главное интересно! рассказывает о нетривиальных явлениях языка, а с другой - готов начать и поддержать дискуссию не только на семинарах, но и во внеучебное время.
Но для меня он в первую очередь образец руководителя. Как сказано выше и ниже, он основал чукотокамчатоведение в Школе лингвистики. А это значит участие во многих процессах (организация экспедиций, участие в конференциях, написание статей, решение многих текущих проблем). Самые сложные задачи он берет на себя и всё получается.
Олег Сергеевич всегда справляется с огромным массивом дел. Иногда не веришь, что у него тоже 24 часа в сутках. И всегда на связи, и всегда готов помочь советом или делом.

 
15 ноября 2017 22:08
Пользователь портала
Олег Сергеевич был одним из тех, кто в самом начале первого курса знакомил наш курс с лингвистикой. Так получилось, что семинары Олега Сергеевича шли в корпусе на Кирпичной (метро Семеновская), а не в "нашем" здании на Басманной. Потому что перед Олегом Сергеевичем там нам с утра преподавали экономику. На Семеновскую с утра из Дубков ехать совсем не хотелось. Но пропускать Олега Сергеевича и его "Языки России" не хотелось еще больше. Поэтому я (и точно минимум еще один человек) все же ехали. Заодно и на экономику.

Олег Сергеевич был руководителем моей первой курсовой работы. Я не знал, о чем именно хочу писать, но (из-за НИСа Олега Сергеевича "чукотско-камчатские языки"), что это будет связано с чукотским. В итоге Олег Сергеевич смог (как и все, что он делает, без всякого давления) предложить мне одну малоизученную тему. Та курсовая с Олегом Сергеевичем меня так захватила, что до сих пор не отпускает: из них закономерно выросли и моя следующая курсовая, и мой будущий диплом, и доклады на конференциях со статьями, и, наверное, мой основной научный интерес.

Олег Сергеевич вел курсы, на которых я в течение двух лет был ассистентом. Но правильнее сказать иначе. На любом курсе, в преподавании которого участвует Олег Сергеевич, уже точно есть один ассистент. И это сам Олег Сергеевич, который в самый напряженный момент (экзамен, проверка работ, подсчет оценок) впереди всех рвется помочь ассистентам с их обязанностями - и каким-то образом успевает и обучить студентов перед работой, и провести работы, и поучаствовать в проверке этой работы.

Как уже написали уважаемые преподаватели, Олег Сергеевич основал чукотокамчатоведение в Вышке. И теперь летних каникул ждешь во многом из-за экспедиции с Олегом Сергеевичем в прекрасное заполярное село Амгуэма. И в экспедиции, и в течение года, во время работы в НУГе, Олег Сергеевич всегда умеет организовать, чтобы все работало. Какие бы форс-мажоры ни произошли. При этом приказа от него не услышишь. Да не то что приказа, кажется, Олег Сергеевич руководит даже без жестких указаний. Как так получается? Никто не знает. Может быть, потому что даже в необходимой рутине Олег Сергеевич так активен (почти безжалостен к своим силам и времени), что самому не побежать выполнять свои обязанности просто невозможно. Авторитет Олега Сергеевича - не в том, что он старше, что он уже скоро защитит диссертацию, а в том, что он, нам всем в пример, готов к любой (даже самой тяжелой) работе. И при всем при этом - всегда готов к любой дискуссии и к самому критичному мнению.

Олег Сергеевич не просто успешно делает все то, что может (и не может) делать успешный педагог. В нашей чукотской группе восемь студентов. И Олег Сергеевич готов для нас быть не просто учителем или коллегой - иногда такое чувство, что Олег - член семьи.

В общем - всем бы таких преподавателей.

 
15 ноября 2017 12:35
Пользователь портала
Панова Анастасия Борисовна
Самое главное в Олеге Сергеевиче - это его "пишите-звоните, я готов читать что угодно и думать над чем угодно". С ним безумно интересно обсуждать действительно всё что угодно, будь то русское -ся, амхарский инхоатив или абазинские суффиксы. С ним абсолютно всё получается так прекрасно и осмысленно, что невольно задумываешься, а вдруг Олег Сергеевич действительно во всём этом "что угодно", вдруг чукотский, типология, латынь, аспект, бесермянский, кечуа - это просто только то, о чём мы знаем.

 
14 ноября 2017 22:21
Пользователь портала
Федоренко Алексей Игоревич
Я обычно обхожу стороной доклады и лекции по аспектологическим темам. Потому что знаю, что все эти непонятные -ивы усыпят меня за пять минут. И мало кому удается рассказать мне про аспект так, чтобы я что-то Понял. Но Олег, в сентябре нашего второго курса (то есть, мы вот-вот перестали быть совсем зелёненькими) пришел и рассказал нам про ВСЕ основные категории аспекта так, что у меня это всё в голове застыло в очень понятной картине, как раскаленная сталь в форме.

 
14 ноября 2017 00:34
Пользователь портала
Чечуро Илья Юрьевич
Когда я заканчивал университет, Олег начал преподавать на моём курсе. В это время я ещё не знал, что пару лет спустя стану его младшим коллегой, но уже тогда я поражался его удивительной доброте и колоссальному терпению, которые он так легко совмещает с высоким профессионализмом. С тех пор, как я начал работать в Вышке, я убедился, что Олег ещё и замечательный коллега, готовый помочь, даже когда у него полно своей работы и сам он смертельно устал. Иногда кажется, что таких самоотверженных, сильных и бескорыстных людей просто не бывает, но каждый раз, приходя в Вышку, я вижу там Олега и убеждаюсь в обратном.

 
14 ноября 2017 00:32
Пользователь портала
Олег Волков - тот руководитель, который был мне так нужен в студенчестве и которого у меня не было. Такой, который будет ночами вычитывать чьи-то тексты и хендауты, как свои, когда как за ним самим тянется хвост дедлайнов и обязанностей; который точно чувствует, что нужно сказать, чтобы человек сделал свою работу лучше, но не опустил руки и не разочаровался в себе; который не оставит студента одного с его переживаниями, сомнениями и безумной усталостью. Когда я вижу взаимодействие Олега с его чукотской командой, я от всей души радуюсь за студентов Школы лингвистики, которым так с ним повезло.

 
14 ноября 2017 00:31
Пользователь форума
Ekaterina
Олег родился лучшим преподавателем. Успех педагога -- это ежедневная проза его жизни, он следует за ним по всюду в виде восхищенных студентов -- и мы, преподаватели со стажем, совершенно спокойны за лингвистику и лингвистов: где еще найдешь таких мощных учителей морфологии. кечуа, типологии, языкового разнообразия, латыни -- всего? Причем как in vitro, так и in vitro, в далеких суровых чукотских краях....

 
14 ноября 2017 00:00
Пользователь портала
Даниэль Михаил Александрович
Позволю себе добавить как частное лицо, а не как участник инициативной группы.

Олег был когда-то моим студентом. В другом вузе и в другое время. Кажется, в другой стране. Теперь мои студенты - это его студенты. Лучшие на свете студенты. Мы вместе их куем - пока они на первом курсе и им все еще кажется, что чистая наука прекрасна. Когда больше совсем нет сил ковать, Олег придет на помощь и кует уже с двух рук. В полдень, в полночь, завтра в семь утра. (Олег, не забудьте.) Он сделан из прочного материала.

"Заменить на следующей паре? Да, конечно. Что? А, на прошедшей? Вот этой, которая была только что? Вы что, не помните, это же я ее и провел. Да-да, за вас. Не беспокойтесь вы, все нормально."

Не было бы Олега, мы ... Но Олега есть. Много, всюду и одновременно.

Вы думаете, он просто организовал еще одну экспедицию? На Чукотку? Ну да, в принципе да. Только он... впрочем, про это он говорить запрещает, и я умолкаю. Просто имейте в виду, что из путешественников он как бы Нансен.

И еще для золотой комиссии, кратко: организация экспедиций, чтение всех вообще возможных курсов, окучивание студентов от мала до велика. Комиссия, прием? Ну ладно, прочитали и хорошо.

 
13 ноября 2017 23:26
Пользователь портала
Олег удивительным образом умеет и зажечь идеей, и воплотить невероятные замыслы, и в короткие сроки решить неожиданные задачи, от творческих до рутинных. Это и бережный пастырь экспедиций, и надежный коллега в повседневной суете. Закономерно, что Олега обожают студенты и нежно любят преподаватели.

 
Показать все комментарии (+10)