• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Волков Олег Сергеевич, старший преподаватель школы лингвистики факультета гуманитарных наук

НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ ПЕДАГОГА»

Волков Олег Сергеевич

Номинируется за самоотверженную заботу о студентах Школы лингвистики на всём их образовательном пути

Кандидатуру предлагают: Юрий Ландер, доцент школы лингвистики; Иван Стенин, руководитель образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»; Алексей Козлов, старший преподаватель школы лингвистики

 

В этом году четверокурсники школы лингвистики переживали свой обычный четверокурснический кризис: вера в себя немножко оскудевала, сил не хватало. Это обычная вещь — глухая пора листопада, расстраиваться не надо, этот кризис надо пережить, но в процессе переживания это очень тяжело. И вот Олег Сергеевич Волков написал им письмо.

Письмо имело невиданный — и немедленный — терапевтический эффект. Было видно, как четверокурсники обсуждают его в коридорах Вышки и в ленте твиттера. Со слезами радости. И это не случайно, потому что Олег Сергеевич один из главных людей, из-за которых у первокурсников любовь к лингвистике. Вне зависимости от того, чем человек будет заниматься дальше — автоматическим извлечением тональности, нейролингвистикой или ещё чем-нибудь.

Это дорогого стоит — и не так легко понять, что именно в преподавательской манере Олега Сергеевича привлекает к себе любовь пространства. Не только харизма. И не только то, что он однажды подарил всей группе на 8-е марта чупа-чупсы. Наверное, это прежде всего потрясающее умение отвергнуться себя: когда видишь, как Олег круглосуточно проверяет домашние работы и квизы, контролирует бесконечных переписывающих латынь студентов, понимаешь, сколько вообще из происходящего в Школе лингвистики держится на Олеге Волкове. (Иногда И. А. Зибер приоткрывает завесу того, сколько спит Олег Сергеевич, и мы предпочитаем не верить, потому что так мало человек спать не может.) И ещё умение любить каждого ученика. Поэтому так велика на парах Олега Сергеевича студенческая отдача, и поэтому после третьего курса, когда пары Олега заканчиваются, все так сильно по нему тоскуют.

А ещё Олег Сергеевич Волков — замечательный научный руководитель: очень заботливый и вместе с тем дающий своему руководимому максимум свободы. Очень поучительно смотреть на самый процесс работы Олега Сергеевича со студентами (и кто видел эти встречи, тот понимает, какое глубокое впечатление они оставляют в студенческой душе). Иногда, когда тебе сложно со своим собственным студентом, думаешь: а как бы поступил Олег Сергеевич? Работа с одним научным руководителем может быть интересна, с другим — полезна, а с Олегом это, по-видимому, счастье, и иногда жалеешь, что не родился на несколько лет позже, чтобы иметь возможность у него писать. Впрочем, почти так же поучительно и радостно рецензировать работы  студентов Олега Волкова на конкурсах НИРС и защитах ВКР — они всегда глубокие и нешаблонные, то есть не обычной степени нешаблонности, а такой, что обязательно чему-то удивишься и на что-то с другого угла посмотришь.

Ещё есть чукотская экспедиция, где Олег — очень вдохновляющий пример полевой и неполевой работы. Очень важно, что мы стали ездить на Чукотку: важно для Вышки как радикальное расширение нашей экспедиционной географии и важно для чукотского языка, которым сейчас на самом деле занимается, не считая вышкинцев, два-три человека по всему миру — а ведь в нём осталось много неисследованного и непонятого. Можно надеяться, что благодаря Олегу Волкову (и второму руководителю чукотского проекта И. А. Стенину) этот проект вырастет в целый грамматический очерк.

Комментарии:

7 ноября 2018 12:05
Пользователь портала
Олег умеет творить то, что его окружает. К нашему счастью.

 
6 ноября 2018 17:49
Пользователь форума
Маша
Почему, когда Олег Сергеевич заходит в аудиторию, все начинают улыбаться? Почему на вопросы первокурсников "Ой, а кто это у меня будет вести латынь? А он хороший?" часто слышишь ответ "Это же Олег"?
В какой момент Олег Сергеевич становится для студента особенным преподавателем: когда оказывается, что на втором занятии он уже запомнил имена всех студентов, когда угощает всех конфетами, яблоком, etc. или ещё в момент знакомства?

"Меня зовут Олег. Вот мой номер. Можете звонить по любому вопросу в любое время."

Второй год уже я пытаюсь разгадать стиль его преподавания, но навряд ли я найду ответы на эти вопросы. Ясно одно: ему доверяют, к нему прислушиваются, после его пар всегда вдохновляешься, открывается второе лингвистическое дыхание, его уважают, ценят и, конечно, любят. Думаю, так располагать к себе студентов -- определенно успех педагога.

Осмелиться описать Олега Сергеевича одним словом? Родной.

 
5 ноября 2018 08:36
Пользователь форума
Анна
Поступая на первый курс компьютерной лингвистики, я очень боялась разочароваться в своем выборе, но, благодаря таким преподавателям, как Олег Сергеевич, с каждым днем я все больше и больше люблю эту программу и еду к первой паре с удовольствием. Латынь для меня не страшный и скучный предмет, а время для нетривиальных вопросов и глубоких мыслей о языке. Это время переосмысления всех школьных знаний и искреннего удивления: "Почему я раньше этого не замечала?". Для любого ужасно сложного понятия у Олега Сергеевича найдется ассоциация или яркое запоминающееся сравнение. Я даже стала замечать, что сама теперь строю объяснения на ассоциациях. Олег Сергеевич понимает, насколько сложно учиться в Вышке, всегда спрашивает, как у нас дела, и говорит, что мы со всем справимся. Его искренняя забота, такая непривычная для недавних школьников, трогает до глубины души. Я хожу на пары и делаю всю домашнюю работу не потому, что должна, тут у каждого есть свобода выбора. Я делаю это, потому что хочу. Все хотят. И это главное.

 
5 ноября 2018 01:03
Пользователь форума
Полина N
Олег Сергеевич делает лучше всё, к чему прикоснётся. Пара становится приятнее, даже если Олег Сергеевич просто сидит на последней парте, а ведёт пару кто-то другой. Невыносимый экзамен сразу становится выносимым, если его принимает Олег Сергеевич. Встретить Олега Сергеевича в коридоре - самая лучшая примета, приносит +100 удачи и хорошего настроения.
Ну и, конечно, первокурсники, которые выходят со своей первой пары с Олегом Сергеевичем и говорят что-то типа "У МЕНЯ ВЕДЁТ ИИСУС" - это бесценно.

 
4 ноября 2018 21:11
Пользователь портала
Селеев Сергей Сергеевич
Достойный человек, делающий (вместе с коллегами) очень важное дело по изучению чукотского языка. Олег готов откликнуться на любую просьбу и помочь с университетскими делами в любое время дня и ночи.

 
4 ноября 2018 16:42
Пользователь портала
Не знаю, нужно ли тут что-то ещё говорить, кроме того, что Олег — педагог от Бога. Достаточно послушать его и не его студентов, обсуждающих его манеру объяснять, руководить, направлять, увлекать. Даже те, кто далёк от области его интересов, не могут остаться равнодушны к материалу, если об этом рассказывает Олег.
Достаточно взглянуть на его дочь (у чукотских экспедиционеров этим летом был такой счастливый опыт), услышать, как Олег абсолютно на равных может говорить с ней и о карбюраторах, и о поэзии (а ей ещё нет и двух!).
Достаточно в любое произвольное мгновение дня и ночи взглянуть на самого Олега — с вероятностью 99 % он будет не щадя себя делать что-то ради студентов или других своих подопечных.
Достаточно любого из этих действий, чтобы понять, что это успех педагога, который заслуживает признания.

 
4 ноября 2018 11:40
Пользователь портала
Голосов Фёдор Валентинович
Олег Сергеевич исполняет для всех студентов Школы Лингвистики роль друга, отца и деда одновременно. Он всегда (как друг) выступает со студентами на равных, начиная от формальных мелочей (разрешает есть голодным студентам на паре) до научной дискуссии. Вместе с этим он (как отец) всегда готов поддержать своих студентов: например, он написал нашему (четвёртому) курсу очень искреннее письмо с предложением помогать в трудное преддипломное время. И да, Олег Сергеевич и дед тоже: он обладает невероятной житейской мудростью. Это проявляется, например, в том, что на его занятиях всегда самый высокий процент тех, кто задаёт вопросы и вообще участвует в дискуссии: настолько его аура располагает раскрыться и не стесняться себя. Многие ребята находят своё призвание в лингвистике именно благодаря тому, что Олег Сергеевич помогает им проявить себя на своих семинарах. Именно себя, а не копию Олега Сергеевича: этот замечательный преподаватель действительно умеет сочетать такие вещи, как внимательность и заботу о студенте и предоставление ему свободы выбора.
Олег Сергеевич -- это настоящая история успеха педагога. Он более чем заслуживает награды "Успех педагога" и общей любви всей Школы Лингвистики!

 
4 ноября 2018 03:02
Пользователь форума
Александра Намаканова
Олег Сергеевич очень внимателен к студентам: может по одному взгляду понять, дошла ли информация до учеников или нет. Он не торопится, постепенно выдает материал, чтобы у нас в голове каши не было. Заранее знает про возможные трудности и пытается их предотвратить. Прежде чем что-то объяснить, сначала заинтересовывает, задает наводящие вопросы, и вот мы уже строим теории и хотим узнать ответы. А его хорошее чувство юмора в сочетании с умиротворенностью помогают почувствовать себя на занятиях комфортно. Чего еще желать?

 
3 ноября 2018 15:51
Пользователь портала
Рязанская Галина Михайловна
Олег Сергеевич - человек, которого всегда радостно видеть, приходя на факультет. Даже людям, настолько далёким от теоретической лингвистики, как я, интересно слушать его.

 
2 ноября 2018 14:38
Пользователь портала
Олег — больше чем преподаватель, для многих студентов он образец для подражания и источник вдохновения. Для того, чтобы встретить кого-то, настолько увлеченного своим делом, наверное, и идешь учиться в университет. Из-за таких людей и остаешься там работать.

 
2 ноября 2018 00:02
Пользователь портала
Талант педагога -- сложная вещь. Надо уметь общаться с людьми, причем студентами, завораживая их собой (а для этого нужна сильная нестандартная, интересная личность) -- и одновременно быть профессионалом, завораживая своих учеников любимым делом -- иначе настоящего педагога не получится. Олег прирожденный педагог, и у него большое научное будущее, не только педагогическое. Мне и самой хотелось бы у него поучиться -- хоть чукотскому, хоть типологии аспекта.

 
31 октября 2018 01:44
Пользователь портала
Общаясь с Олегом, я нашла идеальную метафору для ума, проницательности и понимания мира. Принимая решение, я нахожусь в лабиринте; я не знаю, где я, и выбираю повороты интуитивно. Каждый раз, обсуждая с Олегом проблему - организационную, научную, человеческую, какую угодно - я поражаюсь тому, с какой высоты он смотрит на этот лабиринт. Он всегда видит больше путей, больше последствий, больше условий, чем все люди, которых я знаю. Когда он объясняет своё решение, я всегда поражаюсь, как оно логично и мудро и как я и люди вокруг его не увидели. Всё это только на первый взгляд общие слова ни про что. Эта системная особенность Олега делает его бесценным организатором, преподавателем, другом и психологом для студентов и, конечно, прозорливым и глубоким учёным, у которого можно и нужно учиться любому преподавателю.

 
30 октября 2018 00:23
Пользователь портала
Для меня Олег Сергеевич это бесконечный источник вдохновения.

В начале второго курса у нас был (как и каждый семестр) выбор из трёх НИСов. Плохо помню, какие были другие два варианта, но третий назывался Типология Аспекта (тогда это название вселяло ужас непонимания), а вёл его Олег Сергеевич. И я выбрал его, не понимая наверняка, на что иду. И это было замечательным решением!

Сначала О. С. прочитал нам несколько лекций: пару общетеоретических (про акциональную классификацию Вендлера и про базовые грамматические аспектуальные противопоставления) и пару частноязыковых, про чукотский! А затем нам надо было сделать самостоятельные доклады про язык или группу языков. И мы с товарищем рассказывали про японский. Я про основные два "времени" (время они или аспект или что?), а он про "имперфективную конструкцию" -te iru. После доклада ко мне подошёл О. С. обсудить, а я сказал, что хочу писать у него курсовую, но не знаю про что (может быть, про японский?). А он сказал, что с этим -te iru что-то совсем непонятно. И вот я написал про него курсовую! И понял, что мой главный настоящий интерес — это аспект!

И всякий раз, когда у меня случались какие-то трудности или логические тупики в исследовании, и я уже было думал, что я-то в этой лингвистике совсем не к месту, я приходил к Олегу Сергеевичу, и он давал мне чёткие лаконичные инструкции и предлагал рассуждение (или сторону, в которую рассуждать). И тут же небо прояснялось, и я снова чувствовал, что мне очень интересно и важно, что я делаю! И, что самое главное, я понимал, что надо делать!

На третьем курсе неожиданно оказалось, что я буду писать про горномарийский и в значительно другом направлении, чем было на втором. Но Олег Сергеевич поддержал меня и в этот трудный момент и вновь оказался источником верных решений и точных советов! И в итоге всё получилось!

Мне сложно представить, как один человек за какие-нибудь 15 минут разговора может принести столько вдохновения, но каждый раз это чудо случается заново!

 
Показать все комментарии (+11)