• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Федоренко Алексей Игоревич, факультет гуманитарных наук (Москва)

Номинация «Серебряный птенец»

Федоренко Алексей Игоревич

3-й курс бакалавриата, программа "Фундаментальная и компьютерная лингвистика"

Кандидатуру предлагает инициативная группа сотрудников Школы лингвистики НИУ ВШЭ: преподаватель Волков Олег Сергеевич, профессор Добрушина Нина Роландовна, старший преподаватель Козлов Алексей Андреевич

Я впервые увидел Лёшу Федоренко на докладе Иэна Мэдиссона в 2015 году. Я тогда ещё не работал в Вышке и не знал большинства студентов — но так вышло, что я сел сразу за ним. Ему очень хотелось задать вопрос, но он не решался, и это было прямо-таки написано поперёк его очень выразительной спины. Он всё-таки его задал (и лучше бы он этого не делал, потому что дискуссия продлилась потом ещё полчаса).  Первое впечатление было такое: угловатость. И очень южнорусская модель редукции гласных (потом я узнал, что — да, Лёша из Краснодара).

Теперь, через два года, угловатость сменилась изяществом. Мне довелось участвовать вместе с ним в экзамене по морфологии, по которой он в этом году был ассистентом. Надо сказать, что это тяжелейшая процедура, и не только для студентов, но и для экзаменаторов — они-то сидят в аудитории по пять часов, а мы по двенадцать. Но все эти двенадцать часов я любовался, как деликатно и легко Лёша вытягивает правильные ответы из троечников, убеждает отличников, у которых уже есть девять, взять задачу на десять... И самые его краснодарские речевые позы приобрели какой-то остоженский оттенок (мне чудится в них сходство с речевыми позами проф. М. А. Даниэля).

Но что в нём за два года не изменилось, так это вопросы. Один пожилой преподаватель сразу предупредил меня, что с первого курса Лёша засыпал его таким количеством вопросов, каким больше никто не засыпал, причем эти вопросы были самые правильные. Я с ужасом и радостью жду курса дискурса, который я буду ему читать... Но меня уже не избежала эта чаша — недавно я делал доклад на вольном студенческом аспектуальном семинаре, и Лёшу очень заинтересовал мой анализ. Когда я закончил, он сел на стульчике рядом с доской и немедленно предложил несколько конкурирующих — почему они хуже, чем мой? И около получаса мы с ним сравнивали достоинства и недостатки анализов. Надо сказать, что это шестой раз, когда я рассказывал про эту историю — и нигде я не получал такого мощного потока острых вопросов, как от Лёши на студенческом семинаре.

Лёша работает в Международной лаборатории конвергенции. Он участвует в организации устной олимпиады школьников по лингвистике. Он успел уже побывать в рутульской и абазинской экспедиции и сделать чуть больше чем за год шесть докладов о самых разных грамматических явлениях в рутульском языке (абазинские доклады, я уверен, не за горами). Видимо, главный его интерес — это именная группа, в частности, транскатегориальные атрибутивизаторы. И каждый его доклад — это какое-то совсем новое исследование. (Я, повторяющий одну и ту же историю в пяти разных местах, смотрю на Лёшину вдохновенную и лёгкую научную работу с восхищением и завистью.)

Конечно, Лёша достоин быть Серебряным птенцом.

Доклады (с опубликованными тезисами):

A. Fedorenko, A. Vasilisina. 2016, October 14. Morphological behaviour of contrastive -bajdɨ and attributivized attributive in Rutul. ConCorT Conference, HSE Student Session in Typology and Field Linguistics. Nizhni Novgorod.

Анастасия Василисина, Алексей Федоренко. 2017, 7 апреля. Контрастивный показатель -baj- / -bajdɨ- в рутульском языке. СКИЛ-2017, стендовый доклад.

Aleksei Fedorenko. 2017, September 4. Rutul and Tsakhur attributivizer in a typological perspective. TyLex, Young Linguists’ International Conference.

Aleksei Fedorenko. 2017, October 16. Morphological Properties of the Irregular Plural Marker -câ in Abaza. ConCort Conference, poster session.

А. И. Федоренко. 2017, 3 ноября. Рутульский и цахурский атрибутивизаторы:
гипотеза о встречном развитии показателей. Малые языки в большой лингвистике. Секция 4. Кавказские языки.

А. Федоренко, Ю. Ландер, Г. Мороз. 07.11.17. Адыгские изоглоссы. Семинар Международной лаборатории языковой конвергенции.

Учебный ассистент в НИУ ВШЭ:

2017 гг. — Теория языка

Экспедиции:

2016 г. — Рутульская экспедиция

2017 г. — Абазинская экспедиция

Работа в подразделениях НИУ ВШЭ: 

2015-2016 гг. — Лаборатория языков Кавказа

2017-н.в. — Международная лаборатория конвергенции

Комментарии:

26 ноября 2017 18:01
Пользователь портала
Леша - энтузиаст науки. Ну кто еще будет после лекции всю перемену с тобой спорить, а потом писать по почте дополнительные аргументы. Короче, такие студенты - рай для преподавателя.

 
26 ноября 2017 00:47
Пользователь портала
Добрушина Нина Роландовна
Такая искренняя и неподдельная любовь к лингвистике, как у Леши, стоит многого. Теперь я всем рассказываю, как на нашей сентябрьской летней школе Леша пришел на лекцию Хаспельмата, сел рядом со мной в кресло и сказал: "Мне кажется, что я в раю". Некоторым и в раю так не кажется.

 
25 ноября 2017 22:03
Пользователь портала
Да, Лёшины вопросы держат преподавателей в тонусе! Работать в его группе всегда интересно: никогда не сомневаешься в том, что откроешь для себя что-нибудь новое, потому что Лёша направит тебя по пути, по которому ты сам никогда ещё не догадывался пройти.

 
20 ноября 2017 14:36
Пользователь портала
Пиперски Александр Чедович
Раз уж тут обсуждается звание птенца в университетском контексте, то мне вспоминается один известный птенец, сдавший экзамены, и тогда голубые глаза и горячая лобная кость — это точно про Лёшу (хотя я и плохо умею определять цвет глаз, вдруг у него не голубые). Лёша действительно умеет собирать вокруг себя академическое пространство — на любом занятии он оказывается в центре живого обсуждения, и это именно вокруг него образуются вновь падежи и прочие грамматические категории. Желаю Лёше прямизны речи и простоты — и с уверенностью поддерживаю номинацию!

 
15 ноября 2017 23:38
Пользователь портала
Панова Анастасия Борисовна
Лёша про меня написал, что я "выросла" - если это так, то мне было, за кем расти. Точнее, конечно, остаётся, за кем расти, потому что Лёшина честность, искренность и, как правильно было сказано, отсутствие всякого снобизма никогда не перестанут вызывать у меня восхищение.
Так получилось, что с Лёшей у нас несколько общих проектов и везде он успел мне здорово помочь. Стёпа совершенно прав: Лёша за 24 часа делает то, что, например, я пытаюсь с трудом уложить в неделю. Видимо, ещё чуть-чуть и загадка о том, когда спят многие наши преподаватели, станет относиться к Лёше в равной степени.
Ещё я знаю, что Лёша не допустит, чтобы что-то шло неправильно, поэтому часто на него оглядываюсь: Лёш, здесь всё в порядке? Да? Ага, значит, и действительно всё хорошо.

 
15 ноября 2017 15:35
Пользователь портала
Иванова Виолетта Викторовна
Лёша ко всему подходит очень вдумчиво и внимательно: не важно, небольшой ридинг ли это на очередную лекцию или полуторачасовой доклад в лаборатории. Лёшиному увлечению лингвистикой можно только позавидовать: он никогда не махнет рукой на то, чего не понял, всегда докопается до сути.

 
14 ноября 2017 20:26
Пользователь портала
Алексей - замечательный кандидат. У него есть талант сразу ухватывать суть проблемы, задавать точные и тонкие вопросы. Отсутствие всякого снобизма, открытость новому делают его таким студентом, о котором преподаватель может только мечтать.

 
14 ноября 2017 15:42
Пользователь форума
Степан
Вот уже третий год я имею радость учиться вместе с Лёшей. На нашем курсе он входит в своеобразную инициативную группу, которая любой лингвистический вопрос тут же и непременно раскручивает в самые разные стороны, заставляя каждого участника (в том числе и преподавателей) очень усиленно работать мозгами. Но чего там группа, на самом деле Лёша и сам по себе обладает ровно такой магией!
Иногда его вопросы и соображения могут натурально сводить с ума. Действительно движение Лёшиной мысли бывает слишком мощным для неподготовленного слушателя. Я же как слушатель подготовленный могу похвастать, какую же научную радость и счастье приносят разговоры с Лёшей!
Если Лёша задаёт вопрос, то это вопрос обязательно по делу! Если Лёша рассказывает какой-нибудь сюжет, то слушателя обязательно ждут как тяжелейший саспенс, так и высочайший катарсис!
Но самое прекрасное Лёшино взаимодействие это его восторг! Те, кто его знают не дадут соврать, Лёшины "ОООООО! АААААА!" понимания стали абсолютно фирменными! Пожалуй, мало кого я знаю, кто так явно и честно восхищается новому знанию!
Но кроме всего прочего, Лёша ещё и очень работящий человек! Я немножко боюсь — но знаю, что так правильно и что это верный путь — что Лёша вот-вот возьмёт и станет настоящей человеческой машиной, как многие наши преподаватели. Это человек за 24 часа совершающий то, чего многие не могут и за неделю. Это человек, чьи целеустремлённость и преданность делу меня восхищают!
Короче говоря, виват Алексею Игоревичу!

 
Показать все комментарии (+6)