Касьянова Полина Алексеевна, факультет гуманитарных наук (Москва)
Номинация «Серебряный птенец»
2-й курс магистратуры
Полина Касьянова хороша многим. Например, она очень талантливый преподаватель — она уже преподаёт. Во-первых, английский. Вообще-то преподавать языки в Школе лингвистики очень сложно: все наши студенты уже с первого курса великие теоретики или компьютерщики, и учить неправильные глаголы обычно не входит в топ-10 их приоритетов. Но в случае Полины студенты в восторге.
Я не знаю почему, но я могу догадаться. Дело в том, что ещё Полина ведёт семинары по общему синтаксису — а я читаю лекции по тому же предмету, и тут уж я знаю, что происходит. Как бы мне тяжело без неё пришлось! На мои недоуменные вопросы она всегда знает правильные ответы и советы: как подать эту тему, а как ту; какую статью стоит прочитать в следующий раз; каким нужно сделать домашнее задание, чтобы оно не было слишком сложным, а просто сложным. Её группе очень повезло: общий синтаксис — штука непростая, а Полина умеет всё объяснять просто блистательно. У блистательности есть две составляющих. Во-первых, её пары всегда проходят весело и легко, а во-вторых (нечастое во-вторых при таком во-первых) — исключительно чётко и структурированно. Вот эта чёткость и структурированность очень помогает жить и студентам, и мне — меня-то самого, признаюсь, часто заносит.
Да, и ещё у Полины, конечно, очень напряжённая научная жизнь. Она активный участник целых двух экспедиций — и каких! Западнокавказской (она успела съездить в кабардинский и абазинский) и чукотской. Чукотский — сложный язык, с зубодробительной морфологией, инкорпорацией и так далее. Но кабардинский с абазинским ещё сложнее! Если ты хочешь там заниматься синтаксисом, то тебе надо для начала продраться через жуткую фонологическую систему и полисинтетическую морфологию. Но Полина успешно каждое лето работает и там, и там. Я был вместе с ней на Чукотке и завидовал тому, как естественно в её работе сочетались и большой полевой опыт, и огромная теоретическая подкованность. Это чувствовали и информанты: я к ним приходил, а они с тоской в глазах говорили: "Когда придёт Полина?..."
А ещё удинский: Полина участвовала в проекте Российского научного фонда, посвящённом морфосинтаксису нахско-дагестанских языков, занималась дифференцированным маркированием прямого дополнения в удинском. Не в поле, правда, — по корпусу. Но Полинины удинские занятия тоже превратились в прекрасные доклады и статьи. Погрузиться в три таких языка за шесть студенческих лет! — редкий магистр может этим похвастаться.
Полинин магистерский диплом будет посвящён чукотскому связыванию, её научный руководитель — один из крупнейших (а может, крупнейший) отечественный синтаксист Я. Г. Тестелец. Связывание (предельно упрощая, синтаксические свойства возвратных местоимений типа "себя" и "друг друга") — тема, чрезвычайно важная для установления в языке иерархической синтаксической структуры (а то говорят разные люди, что в чукотском в привычном смысле слова синтаксической структуры нет вовсе) и чрезвычайно сложная для изучения. "Каждый мальчик порезал себя"? "Ванины с Петей фотографии друг друга"? Спрашивать в поле такие предложения очень сложно: информант просто покрутит пальцем у виска и будет прав. Их почти невозможно сделать прагматически приемлемыми — а у Полины это выходит легко, изящно и в то же время очень чётко, как всё, что она делает. Мне кажется, что Полинино научное будущее будет замечательным — и она, конечно, достойна быть “Серебряным птенцом”.
Статьи:
Non-verbal predication in Chukchi. Препринт НИУ ВШЭ. В печати.
Дифференцированное маркирование объекта в ниджском диалекте удинского языка // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. Т. XIII. № 1. С. 635-661.
Брак умыканием в современной Адыгее // Сборник тезисов по материалам пятой конференции студентов и аспирантов «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика». 2016. С. 26-28.
Доклады (с опубликованными тезисами):
Дифференциальное объектное маркирование в ниджском диалекте удинского языка. Третья конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». Москва, 2014.
Семантический анализ аугментативов в основном и газетном корпусах НКРЯ. Конференция по компьютерной и корпусной лингвистике, ConCorT, 2015 (совместно с М. Грабовской и О. Созиновой).
Корпусное исследование аугментативов русского языка. Студенческая конференция Института лингвистики. Москва, 2015.
Кто, что и лIо в кубанском диалекте кабардино-черкесского языка. Научная студенческая конференция «Полевые исследования студентов РГГУ». Москва, 2016.
Брак умыканием в современной Адыгее. Пятая конференция студентов и аспирантов «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика». СПб., 2016.
Неглагольная предикация в чукотском языке. Студенческая конференция Института лингвистики. Москва, 2017.
Word in Polysynthesis: Chukchi. Международная Летняя лингвистическая школа «Типология и лексика (TyLex)». Вороново, 2017 (совместно с А. И. Виняром и О. С. Волковым).
Differential Object Marking in Udi. Международная Летняя лингвистическая школа «Типология и лексика (TyLex)». Вороново, 2017.
Экспедиции:
2015, 2016 гг. — Адыгейские экспедиции
2017 г. — Абазинская экспедиция
2016, 2017 гг. — Экспедиции в с. Амгуэма Чукотского АО (чукотский язык)
Работа в подразделениях НИУ ВШЭ:
2016-2017 гг. — Преподаватель Английского языка, НИСов, Теории языка в Школе лингвистики
2017 г. НУГ «Аспекты морфосинтаксиса чукотско-камчатских языков».
Комментарии:
Когда я училась с Полиной, я слушала несколько её докладов на темы, которые мне были совсем не интересны, и ключевое слово здесь - слушала. Не залипала в телефон, не рисовала зайчиков в тетради, потому что Полина, кажется, может рассказать интересно обо всём!
Во-первых, кажется, что она знает всё на свете. Во-вторых, Полина учит других людей тому, что знает - это и синтаксис, и методы лингвистических исследований, и полевой опыт, и английский! То есть, очень много что. В-третьих, Полина вовлекает своих учеников в научную деятельность, а это тоже невероятно важно!
Ну и в конце концов, с Полиной просто очень приятно и интересно. Ура Полине!
P.S. Это не Полина пишет сама себе, если что