• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Касьянова Полина Алексеевна, факультет гуманитарных наук (Москва)

Номинация «Серебряный птенец»

Касьянова Полина Алексеевна

2-й курс магистратуры

Кандидатуру предлагает инициативная группа сотрудников Школы лингвистики НИУ ВШЭ: преподаватель Волков Олег Сергеевич, старший преподаватель Стенин Иван Андреевич, старший преподаватель Козлов Алексей Андреевич

Полина Касьянова хороша многим. Например, она очень талантливый преподаватель — она уже преподаёт. Во-первых, английский. Вообще-то преподавать языки в Школе лингвистики очень сложно: все наши студенты уже с первого курса великие теоретики или компьютерщики, и учить неправильные глаголы обычно не входит в топ-10 их приоритетов. Но в случае Полины студенты в восторге.

Я не знаю почему, но я могу догадаться. Дело в том, что ещё Полина ведёт семинары по общему синтаксису — а я читаю лекции по тому же предмету, и тут уж я знаю, что происходит. Как бы мне тяжело без неё пришлось! На мои недоуменные вопросы она всегда знает правильные ответы и советы: как подать эту тему, а как ту; какую статью стоит прочитать в следующий раз; каким нужно сделать домашнее задание, чтобы оно не было слишком сложным, а просто сложным. Её группе очень повезло: общий синтаксис — штука непростая, а Полина умеет всё объяснять просто блистательно. У блистательности есть две составляющих. Во-первых, её пары всегда проходят весело и легко, а во-вторых (нечастое во-вторых при таком во-первых) — исключительно чётко и структурированно. Вот эта чёткость и структурированность очень помогает жить и студентам, и мне — меня-то самого, признаюсь, часто заносит.

Да, и ещё у Полины, конечно, очень напряжённая научная жизнь. Она активный участник целых двух экспедиций — и каких! Западнокавказской (она успела съездить в кабардинский и абазинский) и чукотской. Чукотский — сложный язык, с зубодробительной морфологией, инкорпорацией и так далее. Но кабардинский с абазинским ещё сложнее! Если ты хочешь там заниматься синтаксисом, то тебе надо для начала продраться через жуткую фонологическую систему и полисинтетическую морфологию. Но Полина успешно каждое лето работает и там, и там. Я был вместе с ней на Чукотке и завидовал тому, как естественно в её работе сочетались и большой полевой опыт, и огромная теоретическая подкованность. Это чувствовали и информанты: я к ним приходил, а они с тоской в глазах говорили: "Когда придёт Полина?..."

А ещё удинский: Полина участвовала в проекте Российского научного фонда, посвящённом морфосинтаксису нахско-дагестанских языков, занималась дифференцированным маркированием прямого дополнения в удинском. Не в поле, правда, — по корпусу. Но Полинины удинские занятия тоже превратились в прекрасные доклады и статьи. Погрузиться в три таких языка за шесть студенческих лет! — редкий магистр может этим похвастаться.

Полинин магистерский диплом будет посвящён чукотскому связыванию, её научный руководитель — один из крупнейших (а может, крупнейший) отечественный синтаксист Я. Г. Тестелец. Связывание (предельно упрощая, синтаксические свойства возвратных местоимений типа "себя" и "друг друга") — тема, чрезвычайно важная для установления в языке иерархической синтаксической структуры (а то говорят разные люди, что в чукотском в привычном смысле слова синтаксической структуры нет вовсе) и чрезвычайно сложная для изучения. "Каждый мальчик порезал себя"? "Ванины с Петей фотографии друг друга"? Спрашивать в поле такие предложения очень сложно: информант просто покрутит пальцем у виска и будет прав. Их почти невозможно сделать прагматически приемлемыми — а у Полины это выходит легко,  изящно и в то же время очень чётко, как всё, что она делает. Мне кажется, что Полинино научное будущее будет замечательным — и она, конечно, достойна быть “Серебряным птенцом”.

Статьи:

Non-verbal predication in Chukchi. Препринт НИУ ВШЭ. В печати.  

Дифференцированное маркирование объекта в ниджском диалекте удинского языка // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. Т. XIII. № 1. С. 635-661.

Брак умыканием в современной Адыгее // Сборник тезисов по материалам пятой конференции студентов и аспирантов «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика». 2016. С. 26-28.

Доклады (с опубликованными тезисами):

Дифференциальное объектное маркирование в ниджском диалекте удинского языка. Третья конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». Москва, 2014.

Семантический анализ аугментативов в основном и газетном корпусах НКРЯ. Конференция по компьютерной и корпусной лингвистике, ConCorT, 2015 (совместно с М. Грабовской и О. Созиновой).

Корпусное исследование аугментативов русского языка. Студенческая конференция Института лингвистики. Москва, 2015.

Кто, что и лIо в кубанском диалекте кабардино-черкесского языка. Научная студенческая конференция «Полевые исследования студентов РГГУ». Москва, 2016.

Брак умыканием в современной Адыгее. Пятая конференция студентов и аспирантов «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика». СПб., 2016.

Неглагольная предикация в чукотском языке. Студенческая конференция Института лингвистики. Москва, 2017.

Word in Polysynthesis: Chukchi. Международная Летняя лингвистическая школа «Типология и лексика (TyLex)». Вороново, 2017 (совместно с А. И. Виняром и О. С. Волковым).

Differential Object Marking in Udi. Международная Летняя лингвистическая школа «Типология и лексика (TyLex)». Вороново, 2017.

Экспедиции:

2015, 2016 гг. — Адыгейские экспедиции

2017 г. — Абазинская экспедиция

2016, 2017 гг. — Экспедиции в с. Амгуэма Чукотского АО (чукотский язык)

Работа в подразделениях НИУ ВШЭ: 

2016-2017 гг. — Преподаватель Английского языка, НИСов, Теории языка в Школе лингвистики

2017 г. НУГ «Аспекты морфосинтаксиса чукотско-камчатских языков». 

Комментарии:

29 ноября 2017 14:30
Пользователь портала
Мне всегда казалось, что наука и искусство - области если и смежные, то уж точно не особенно пересекающиеся. А вот Полина - воплощение единства этих областей. Она одновременно и увлекающаяся, и дисциплинированная; разбирается в современных формальных теориях (причем, насколько я знаю, сама ищет, что по этому поводу прочитать), и одновременно смотрит всегда шире (а иногда - как никто другой больше не смотрит). И при этом всем с Полиной весело - и ехать в экспедицию, и обсуждать науку (что важно - даже спорить о науке весело и приятно).

 
27 ноября 2017 00:16
Пользователь портала
Полина — это наше всё. Ну кто ещё с такой же лёгкостью может за сутки добраться из абазинского аула прямо в чукотское село, обаять уставших от рутины информантов, исследовать свои темы вдоль и поперёк, а потом рассказать о своих наблюдениях и открытиях одинаково живо и захватывающе — знакомым, коллегам, на экспедиционном вечере, на международной школе-конференции!

 
26 ноября 2017 00:22
Пользователь портала
В человеке редко бывает хорошо всё сразу. Выдающийся преподаватель не очень успешен в науке, талантливый ученый нелюдим и мрачен, дружелюбный весельчак ни на чем не может сосредоточиться. Полина — редкое исключение, в ней сочетаются самые разные положительные качества, которые почти не встречаются вместе в природе.

 
25 ноября 2017 23:34
Пользователь портала
Виноградова Ольга Ильинична
Как преподаватель английского языка Полина прекрасна - ее речь звучит так, как будто она закончила Оксбридж, она выстраивает свои объяснения в области грамматики в рамках разных современных лингвистических теорий, ее студенты на экзамене по английскому языку рассказывают и пишут, что они мечтают быть такими же лингвистами, как она, а еще она умеет так рассказывать, что ее речь потом припоминаешь как образец прозы!

 
25 ноября 2017 22:07
Пользователь портала
Полина -- чрезвычайно интересная личность и совершенно сложившийся ученый. Мне просто удивительно, как ей удалось к столь молодому возрасту достичь таких серьезных высот. А то ли ещё будет!

 
25 ноября 2017 18:33
Пользователь портала
Волкова Анна Алексеевна
Полина -- блестящий молодой ученый и преподаватель! Она сочетает в себе увлеченность и вдумчивость с организованностью и большой работоспособностью. С Полиной исключительно приятно и работать вместе (она была моим учебным ассистентом на курсе Формального синтаксиса), и обсуждать науку, и просто видеть ее улыбку в коридорах ФГН.

 
25 ноября 2017 18:27
Пользователь портала
Полина классная! Она очень талантливый педагог, что, на самом деле, довольное редкое явление, и очень харизматичный человек!
Когда я училась с Полиной, я слушала несколько её докладов на темы, которые мне были совсем не интересны, и ключевое слово здесь - слушала. Не залипала в телефон, не рисовала зайчиков в тетради, потому что Полина, кажется, может рассказать интересно обо всём!

 
22 ноября 2017 02:18
Пользователь портала
Герасименко Екатерина Андреевна
Полина знает всё. А если чего-то не знает - молниеносно разбирается. В экспедиции у Полины самая продуманная методология и самый последовательный сбор данных. В собранных Полиной данных можно быть уверенным на 100%. И на все эти 100% она выкладывается во всем, что делает - не только в экспедиции (где всем нужно работать в три раза больше чем обычно), но и в более повседневных делах. И при всем этом Полина очень веселая и заводная. Когда рядом Полина, чувствуешь одновременно восхищение и легкость.

 
19 ноября 2017 21:15
Пользователь портала
Пиперски Александр Чедович
С Полиной я познакомился в прошлом году, когда стал преподавать в магистратуре по теории языка. За это время я успел узнать от неё много интересного про самые разные лингвистические штуки: от стохастической теории оптимальности (про которую она блестяще рассказывала на семинаре с Ваней Левиным — и это несомненно была сама полезная для меня пара из краткого курса по фонологическим теориям, который мне довелось преподавать) до чукотских гендерных вариантов языка и не только. Вот только про брак умыканием, который вижу выше в списке докладов, пока не знаю. Но если кого-то и награждать, то кого как не Полину?..

 
15 ноября 2017 11:12
Пользователь портала
Федоренко Алексей Игоревич
Очень яркая Полинина черта (это не ярко-алые штаны, они меркнут на фоне Полины) — это способность рассказать что угодно так, чтобы глаз нельзя было оторвать (я имею в виду не один глаз, а оба). От экспедиционных приключений, до адыгейского псевдоклефта (даже тем, кто не знает, что это такое, — и они поймут).

 
14 ноября 2017 22:21
Пользователь портала
У Полины можно только поучиться в отношении подачи материала студентам: всегда есть ответ, методически корректный.

 
14 ноября 2017 21:30
Пользователь форума
Полина N
Полина - замечательный человек!
Во-первых, кажется, что она знает всё на свете. Во-вторых, Полина учит других людей тому, что знает - это и синтаксис, и методы лингвистических исследований, и полевой опыт, и английский! То есть, очень много что. В-третьих, Полина вовлекает своих учеников в научную деятельность, а это тоже невероятно важно!
Ну и в конце концов, с Полиной просто очень приятно и интересно. Ура Полине!

P.S. Это не Полина пишет сама себе, если что

 
14 ноября 2017 18:23
Пользователь портала
Я познакомилась с Полиной, когда она пришла на первый курс бакалавриата. В тот год первокурсники писали на академическом письме эссе о судьбах малых языков, причем тему выбирали сами. Часто такие работы тяготеют к реферативным, ведь первокурсник еще не был в экспедиции и не расшифровывал полевые записи. Но не в Полинином случае. Полина написала яркий критический анализ применения шкалы Юнеско, фиксирующей меру угрозы малому языку, и этот анализ далеко выходил за рамки реферата. С тех пор мастерство Полины неуклонно растет, а приложение ее сил множится. Полина - достойный кандидат на получение премии.

 
14 ноября 2017 18:15
Пользователь форума
Морозова Валерия
Слова про талантливого преподавателя в описании выше - в самую точку. Полина Алексеевна как никто другой умеет налаживать контакт с аудиторией и доступно объяснять самые сложные вещи, а ее живой интерес к преподаваемому предмету не может не заразить слушателя.

 
Показать все комментарии (+12)