• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наумов Илья Витальевич, факультет гуманитарных наук (Москва)

Номинация «Серебряный птенец»

Наумов Илья Витальевич

4-й курс бакалавриата, программа "Фундаментальная и компьютерная лингвистика"

Кандидатуру предлагает инициативная группа сотрудников Школы лингвистики НИУ ВШЭ: преподаватель Волков Олег Сергеевич, старший преподаватель Стенин Иван Андреевич, старший преподаватель Козлов Алексей Андреевич

Когда студентов хвалят, обычно говорят, что они трудолюбивые и прилежные. А Илья — пассионарный, и это совсем другое дело. Его не надо отводить за руку в новые для него научные области. Дорогу туда он проложит себе сам.

Надо сказать, что вышкинскую Школу лингвистики иногда в шутку называют “рассадником функционализма”: большинство преподавательского состава у нас — убеждённые функционалисты, типологи или корпусники. А Илья — сам — решил, что он интересуется формальными синтаксисом и семантикой (а это очень сложные разделы лингвистики, требующие сильного интеллектуального напряжения). Сам выбрал тему для курсовой на третьем курсе: русский пердуратив. Сколько же ему надо было прочитать! Аргументная структура и структура события — это область бурная и драматическая, новых открытий и гипотез там сейчас очень много. Илья взял и освоил за этот год почти весь необходимый объём литературы по этим — и близлежащим  — темам. И ведь не то чтобы их ему всегда советует научный руководитель: прочитайте, Илья, от сих до сих. Он в совершенстве владеет искусством самостоятельного поиска нужных статей — я почувствовал это искусство на собственной шкуре, предложив ему сделать соавторский доклад про императивы. Гораздо чаще, чем у меня есть время что-нибудь читать, мне на почту приходит письмо, скрывающее в себе pdf-файл хорошо если со статьёй, а ведь бывает, что и с огромной MIT-шной диссертацией. За его темпом я не успеваю и прошу мне что-нибудь пересказать — и как же он это делает точно (необходимое требование для формального лингвиста) и вдохновенно (а это очень редкое, но такое нужное качество).

Мне очень весело думать о ноябрьском императивном докладе в Санкт-Петербурге (видимо, из этого соавторства я получу больше, чем из конференции вообще). И сразу после этого Илья поедет на другую конференцию: Ильину работу про пердуратив приняли на известную конференцию FDSL — Formal Description of Slavic Languages, которая в этом году пройдёт в Словении. Это просто замечательный результат для студента четвёртого курса бакалавриата.

А ещё Илья — одна из ключевых фигур нашей чукотской экспедиции. Он занимался косвенными наклонениями (и именно отсюда выросла наша императивная история), будущим временем, вербализующими суффиксами... По чукотскому у него тоже уже были и доклады, и публикации, а сейчас он пишет главу в наш очерк грамматики амгуэмского диалекта чукотского языка — и как бы эта глава не оказалась самым подробным описанием чукотской модальности за всю историю чукотокамчатоведения.

И самое поразительное. В этом году Илья соскучился по аспекту — в прошлом году был НИС Олега Волкова, а в этом году в учебном плане никакого аспекта нет. И он сам придумал и организовал вольный аспектуальный семинар в формате reading group, в котором участвуют и студенты, и (некоторые) преподаватели, и вот уже состоялось около шести, кажется, его заседаний. Я думал, если честно, что эта затея будет нереалистичной:  вышкинские бакалавры и магистры ужасно загружены, куда им ещё какой-то семинар, который и зачесть никуда нельзя будет. А они ходят туда буквально толпами, от первокурсников до магистров, и читают заранее статьи. Вот что такое пассионарность.

В общем, я действительно впечатлён Ильиной мотивацией (и способностью передавать её другим, которую я сам ощущаю), основательностью подхода к лингвистическим данным — и, конечно, всегдашней теоретической фундированностью. В некотором смысле это идеал того, каким мы бы хотели видеть наших студентов к окончанию бакалавриата: он сам понимает, что ему интересно, сам источает этакую энергию развития, растёт и охватывает новые для него области — а преподаватель уже нужен разве что как advocatus diaboli. Илья безусловно достоин стать “Серебряным птенцом”.

Статьи:

Дезидератив и оптатив в чукотском языке // Материалы пятой конференции-школы «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». В печати.

Доклады (с опубликованными тезисами):

Syntax and semantics of the perdurative in Russian. Formal Description of Slavic Languages. Nova Gorica, December 7-9, 2017.

Можно и нужно ли использовать императив в чукотских вопросительных предложениях. Четырнадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 2017 (с А. А. Козловым).

Дезидератив и оптатив в чукотском языке. Пятая конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». ИЯз РАН, 2017.

Показатели футурально-проспективной зоны в чукотском языке. Рабочее совещание по типологии футурально-проспективной семантической зоны. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 2016 (с О. С. Волковым, М. Ю. Пупыниной).

Учебный ассистент в НИУ ВШЭ:

2017 гг. — Грамматическая семантика

Экспедиции:

2016, 2017 гг. — Экспедиции в с. Амгуэма Чукотского АО (чукотский язык) 

Комментарии:

29 ноября 2017 14:24
Пользователь портала
Илья уже успел зарекомендовать себя так, что к нему хочется обращаться Илья Витальевич. И зарекомендовал себя абсолютно самостоятельно - сам выбирает область исследования, сам ищет литературу, никогда не боится узнать что-то про тему, в которой пока не разбирается. Без Ильи Витальевича наша чукотская экспедиция не была бы чукотской экспедицией.

 
27 ноября 2017 00:06
Пользователь портала
Илья продолжает расти семимильными шагами. И не последнюю роль в этом играют, как мне кажется, два его качества, которые становятся очевидны практически сразу после знакомства (я отмечал их и в прошлом году, и их же отмечают другие люди). Илья не боится задавать самые разные вопросы — другим, себе, авторам той или иной научной работы, лекторам. И занимается тем, что ему нравится — разумеется, с большим интересом и непоколебимой мотивацией. А это путь к успеху.

 
25 ноября 2017 23:40
Пользователь портала
Илья обладает ещё одним ценным умением (помимо других, тоже важных): он всегда умеет задать вопрос - и не просто вопрос на понимание типа "А я забыл, что означает этот термин?", а такой вопрос, который заставляет задуматься и двигает обсуждение в новое интересное русло. Мы все приходим к студентам с планом занятия, но когда есть такая сильная обратная связь, это очень помогает двигаться вперёд.

 
25 ноября 2017 20:46
Пользователь портала
Волкова Анна Алексеевна
Илья -- яркий пример того, как человек может чем-нибудь увлечься и обрести себя. Замечательный студент и коллега, очень заинтересованный, самостоятельный, амбициозный, целеустремленный, способный изменять реальность вокруг себя. Желаю ему успеха и уверена, что он всего добьется!

 
15 ноября 2017 14:16
Неизвестный пользователь
Аноним
Я очень рад, что среди тех людей, с которыми я учусь, есть такой человек, как Илья Наумов! Им сложно не восхищаться: учась в университете, где большинство преподавателей, действительно, "функционалисты, типологи или корпусники", он выбрал в качестве своей научной парадигмы формализм и самостоятельно освоил огромное количество материала, добившись при этом уважения даже оппонирующих формальному методу преподавателей. При всём при этом Илья -- очень скромный, добродушный и отзывчивый человек, хороший друг и качественный консультант: он всегда готов помочь с теоретическими вопросами без всяких снобизма и предвзятости. Общаться с ним не просто приятно, но и весело, поскольку у него отличное чувство юмора :)

 
Показать все комментарии (+3)