• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аристова Мария Васильевна, Факультет гуманитарных наук (Москва)

НОМИНАЦИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ ПТЕНЕЦ»

Аристова Мария Васильевна

4-й курс бакалавриата, программа «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»

Кандидатуру предлагают: старший преподаватель департамента общей и прикладной филологии ФГН Пиперски Александр Чедович; старший преподаватель Школы лингвистики Волков Олег Сергеевич; младший научный сотрудник НУЛ по формальным моделям в лингвистике ФГН Козлов Алексей Андреевич, старший преподаватель Школы лингвистики Влахов Андриан Викторович.

Есть заезженная шутка. В 2017 году в марийскую экспедицию поехали две Маши, Аристова и Черемисинова; про Черемисинову стали говорить, что у неё говорящая фамилия, потому что черемисы — это старое название марийцев. Потом мы сообразили, что у Маши Аристовой тоже говорящая фамилия. Ἀρίστη по-гречески — наилучшая. Маша и впрямь — наилучшая. 

Сначала мы узнали Машу как студентку. Если ты преподаёшь группе или курсу, в которых есть Маша Аристова, то даже если у тебя ничего не получается, то совсем провалом этот курс не кончится — потому что у Маши потрясающее чувство ответственности. Бывает так (если не бывает, то вы идеальный преподаватель), что вам хочется быстро пройти много сложного материала. И вы-то, сама или сам, проходите, а вот группа — группа отваливается. И сложно понять, как вы справляетесь, если у вас в группе нет Маши Аристовой. Потому что Маша очень хорошо оценивает уровень понимания, который есть в группе, и с помощью деликатных (очень деликатных, но настойчивых) вопросов управляет вашей скоростью. Это немного похоже на пастушью собаку. 

Понятно, что раз поучивши Машу, все сразу хотят её брать в ассистенты. Маша-ассистент не просто очень ответственна, не просто проверяет все домашние работы внимательно и в срок, а ещё всё время бывает этаким омбудсменом студентов — тщательно следит за тем, чтобы домашние задания подходили им по уровню сложности и объёму, отвечает на все вопросы и контролирует преподавательский пыл (если он очень уж неумеренный).

Потом мы узнали Машу как исследовательницу. Когда Маша была на втором курсе, один из номинаторов, бывший тогда её научным руководителем, спорил с ней: как надо выстраивать студенту-бакалавру свою академическую стезю? Широко или глубоко? Маша отстаивала ту точку зрения, что в первую очередь широко. Но как-то так она в дальнейшем воплощала свои взгляды, что широта её интересов всё время дополнялась глубиной. 

Первая её курсовая была про индонезийскую грамматическую семантику, а вторая — про грамматические заимствования в языках Дагестана из азербайджанского языка.  Нужно было, с одной стороны, разбираться в грамматиках дагестанских языков, которыми Маша никогда не занималась, а с другой — знать многое про азербайджанский. База данных, которую сделала Маша, уже используется лингвистами. А текст курсовой не нужно было править — Маша пишет так, как многие зрелые ученые только хотели бы уметь. 

А кроме этого она занимается уральскими языками: горномарийским и хантыйским. А ещё этим летом она, под руководством Юрия Александровича Ландера, участвовала в экспедиции не куда-нибудь, а в Индонезию — и собирала там тексты на батакском языке. Из того, что она сделала, вспомнить можно многое. Особенно замечательна очень запутанная тема, которой Маша занималась в горномарийском языке: частица, которая, как оказалось, маркирует косвенный речевой акт, это была очень сложная работа на стыке семантики и прагматики.

Прочитаешь предыдущий абзац и подумаешь: наверное, таким количеством дел нельзя заниматься иначе как поверхностно. Нет: поверхностной Маша не бывает никогда.

Сейчас ещё мы начинаем узнавать Машу как преподавательницу. Из начала этого текста уже ясно, что Маша — великий ассистент. Но ещё она, например, преподаёт олимпиадную лингвистику незрячим школьникам. Маша Аристова уже второй год участвует проекте «Подготовка незрячих и слабовидящих школьников к участию в олимпиадах», проект организован НИУ ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства. Эта работа требует четкого планирования, заблаговременной подготовки материалов для их перевода на шрифт Брайля, а также педагогического таланта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По итогам работы в 2018-2019 учебном году родители незрячих школьников написали благодарственное письмо на имя ректора НИУ ВШЭ и Маше Аристовой была объявлена благодарность за активную работу в инклюзивном обучении незрячих и слабовидящих школьников. А летом 2019 года даже удалось вывезти нескольких таких школьников на ЛЛШ — и там Маша их методически сопровождала.

Как можно было уже догадаться, общественный темперамент в Машином случае дополняет научную широту. Это тоже важное свойство современного учёного — не только делать исследования в глубине своего кабинета, но и организовывать, загущать, створаживать научное сообщество. Вспоминается, например, вручение дипломов, которое она великолепно срежиссировала в прошлой хантыйской экспедиции. (Мы уехали слишком рано, наши выпускники не успели получить дипломы — и мы решили выдать им свои, и можно поручиться, что церемония, которую придумала Маша, была веселее и торжественнее, чем то, что ждало бы их в Москве — sapienti sat.) 

А ещё Маша, помимо всех рабоче-лингвистических достижений, замечательный, очень добрый и отзывчивый человек. Номинация на «Серебряного птенца» — это во многом повод сказать публично то, что не всегда говорят вслух, так что эти слова обязаны прозвучать публично: всё связанное с Машей всегда освещает её большая любовь к миру и всем его обитателям, и пока есть такие люди, как Маша, как-то не получается проникаться всеобщим пессимизмом. Ни в науке, ни в жизни вообще.

Публикации: 

Глава книги Аристова М. В. Проспектив в индонезийском языке // В кн.: Пятнадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Тезисы докладов (Санкт-Петербург, 22-24 ноября 2018 г.). СПб. : ИЛИ РАН, 2018. doi С. 12-14.

Комментарии:

17 ноября 2019 17:51
Пользователь портала
Маша очень живая. Она готова обсуждать, аргументированно критиковать, аргументированно поддерживать и добиваться, но не упрямством, которого в ней нет, а упорством, не чужим трудом, а своим. В Маше много серьёзности, но и много улыбки. Мир всё время в Маше отражается, потому что она на него любит смотреть. В науке это, кстати, особенно помогает.

 
10 ноября 2019 22:14
Пользователь портала
Байков Федор Владимирович
Маша действительно прекрасный организатор. Я убедился в этом, когда вместе с ней помогал в проведении воркшопа по поволжским языкам, а потом и летней школы по формальной лингвистике. Даже в самых затруднительных ситуациях у нее можно спросить совет, и она поможет решить проблему.

 
7 ноября 2019 10:29
Пользователь портала
Маша уникальна.

Среди многих наших прекрасных, талантливых, интересных студентов Маша ярко выделяется. Мне кажется, таких людей, в которых сочетается острый ум, академические таланты, удивительные человеческие качества, прекрасные организаторские способности, почти не бывает. Но Маша есть, и я горжусь знакомством с ней!

 
4 ноября 2019 00:23
Пользователь портала
Маша — просто невероятный человек. Невозможно таким быть, а ей удаётся.

Я не смогу более точно описать сферу и объём всего того, чем она занимается, но могу подтвердить всё это как очевидец: мне очень повезло во многих проектах вместе с Машей работать. И больше всего поражает, как при обсуждении того, какие кто возьмёт дела, Маша уверенно и сразу (помним обо всех занятиях, о которых написано в тексте выше!) берёт на себя задачи, в ответ на которые без неё долго стояла бы неуверенная тишина.

 
31 октября 2019 20:39
Пользователь портала
С Машей я познакомилась в выездной школе, когда Маша была классе в седьмом. Маша пришла на мой курс, и я сначала была невероятно потрясена тем, насколько Маша много знает и как хорошо умеет думать о языке, а потом была невероятно польщена, потому что стало ясно, что Маша такая одна и за честь что-нибудь ей рассказать придётся побороться. Так оно у меня и до сих пор, что бы я ни видела и ни узнавала про Машину жизнь. Потрясена тем, какая Маша умница, польщена -- что Маша у нас в Школе лингвистики.

Маша очень добрая, у неё такая хорошая улыбка -- с Машей хорошо. Но есть у Маши особый взгляд, который сразу возникает в моей голове, когда я думаю о ней. Он не добрый и не хороший, он вообще не эмоциональный. Он острый, концентрированный и сосредоточенный, как луч, он пронизывает время и пространство и достигает сути вещей. Вот этот взгляд в конечном итоге, я думаю, и делает Машу одной из лучших студенток в истории Школы лингвистики и настоящим Серебряным птенцом.

 
Показать все комментарии (+3)