• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексеев Владимир Иванович, преподаватель русского языка и литературы школы Распределенного лицея НИУ ВШЭ

НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ УЧИТЕЛЯ»

Алексеев Владимир Иванович

Номинируется за преданную любовь учеников и самоотверженное служение делу просвещения, за творческий подход в преподавании литературы в контексте других отраслей гуманитарного знания: антропологии, философии, теологии и культурологии

Кандидатуру предлагает коллектив ГБОУ Школа № 2107 Распределенного Лицея НИУ ВШЭ в составе директора школы Елены Наумовой, заместителя директора по каечству образования Екатерины Дербишевой и куратора классов Ольги Фоминой

Владимир Иванович Алексеев, PhD – педагог и ученый, филолог-русист, гармонично соединяющий в своей работе педагогическое и исследовательское начала. Как ученый Владимир Иванович занимается такой областью знания о языке как ономастика. На эту тему он написал более двадцати научных работ на русском, немецком и английском языках, публиковавшихся как в российских научных специализированных изданиях, так и зарубежных. Он выступал на научных конференциях в Колумбийском университете в Нью-Йорке и Ягеллонском университете в Кракове, в Московском институте языкознания РАН и Московском лингвистическом университете, а также в университетах Сибиу (Румыния), Кордовы (Испания), Зальцбурга (Австрия).

В литературоведении Владимир Иванович занимается философскими и религиозными аспектами творчества Ф.М. Достоевского, а также литературы Серебряного века. Этим темам он посвятил свою научную диссертацию «Эсхатология культуры в произведениях российских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX века», которая была опубликована им в виде научной монографии на польском языке.

В классах школы 2107 Распределенного лицея ВШЭ Владимир Иванович Алексеев ведет занятия по истории русской литературы XIX и XX веков, а также занятия по современной англоязычной литературе на английском языке.  Глубокое знание философского и культурного фона эпохи позволяет Владимиру Ивановичу на своих уроках заниматься анализом художественных текстов таким образом, чтобы ученики увидели произведение в контексте мировой культуры. Раскрывая детям законы, по которым создано то или иное произведение, Владимир Иванович преследует несколько целей, которые, по его словам, должен ставить перед собой каждый преподаватель литературы:

- «Изучение литературы отличается от других отраслей научного знания. Если в других дисциплинах объект и субъект исследования автономны, то при изучении произведения литературы предмет исследования непосредственно влияет на исследователя изменяя и преображая его. Другими словами, сам процесс изучения литературного произведения (даже просто чтение художественной книги) изменяет внутренний мир ученика, формирует его систему нравственных ценностей, отношение к миру, формирует его как личность».

Свои педагогические принципы В.И. Алексеев успешно воплощает на практике. Его любимая поговорка - «Учиться должно быть весело!» Поэтому нередко ученики на его занятиях сами готовят и ведут уроки, в дискуссионной форме и аргументированно сами оценивают успехи друг друга, тем самым научаясь культуре диалога и умению отстаивать свое мнение.

В 2019 году Владимир Иванович стал участником магистерской программы НИУ ВШЭ «Современная филология в преподавании литературы в школе», таким образом желая соответствовать требованиям образования XXI века и давая пример своим ученикам.