• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информационный листок НЭП: Как развитие цифровых платформ меняет потребительскую розницу?

На сайте Большого проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» опубликован новый выпуск информационного листка — НЭП: Новости экономического поведения на тему: «Как развитие цифровых платформ меняет потребительскую розницу?».

Photo by Microsoft Edge on Unsplash

Photo by Microsoft Edge on Unsplash

Развитие платформенной экономики меняет форматы потребительского поведения во всем мире, включая Россию: все больше покупок происходит онлайн, пространство потребительского выбора расширяется, изменяются временн́ые затраты, состав и частота покупок. В какой мере приобретение товаров через маркетплейсы вытесняет их приобретение привычным способом — через торговые сети? Чему отдают предпочтение потребители в сегменте онлайн-покупок — маркетплейсам или онлайн-торговле сетевого ритейла? Есть ли различия в выборе населения в целом и высокодоходной группы?

В настоящем выпуске информационного листка исследуется поведение потребителей в зависимости от трех ключевых характеристик: уровня доходов, возраста и места проживания (типа населенного пункта). В каждом случае проводится сравнение высокодоходных групп населения с населением в целом. Представляемые результаты основаны на данных двух опросов НИУ ВШЭ, проведенных в конце 2024 г.: онлайн-опроса населения 18 лет и старше, проживающего в городах от 100 тыс. человек и имеющего выход в интернет, и четвертой волны онлайн-опроса представителей верхнего дециля по доходам  (далее — опросы НИУ ВШЭ).

Ключевые выводы, к которым приходят авторы этого материала Е.В. Кручинская, В.Е. Якуткина, состоят в следующем:

  • Согласно статистике, доля продаж через интернет в России в общем обороте розничной торговли увеличилась с 0,7% в 2014 г. до 8,1% в 2023 г., а объем рынка интернет-торговли в России в 2024 г. составил почти 9 трлн руб. По данным опросов Ipsos, чаще всего россияне в интернете покупают одежду и обувь, гигиенические средства, продукты питания, товары для дома и для здоровья.
  • По данным опросов НИУ ВШЭ, маркетплейсы стали массовым каналом приобретения товаров. Только 3-4% респондентов в течение года, предшествовавшего опросу, не совершали покупок на маркетплейсах, тогда как более 30% закупались таким способом хотя бы несколько раз в месяц.
  • Ожидаемо онлайн-потребление имеет ярко выраженный возрастной градиент, что подтверждают различные источники данных: по данным Ipsos, больше всего на покупки в интернете тратят россияне в возрасте от 25 до 34 лет: в среднем около 24 тыс. руб. в расчете на 3 месяца (в среднем — 8 тыс. руб. в месяц). Чаще всего на маркетплейсах совершают покупки те, кто учатся: в этой группе 38,9% делают это несколько раз в неделю, еще 42% — несколько раз в месяц. По данным опросов НИУ ВШЭ, возрастной градиент в онлайн-потреблении заметнее выражен в группе высокообеспеченных, чем в населении в целом.
  • Развитие платформ способствует расширению доступности товаров за пределами крупных мегаполисов, в том числе в удаленных регионах страны. По данным онлайн-опроса городского населения, чаще всего услугами маркетплейсов пользуются не только жители Москвы, но и городов-миллионников, а также городов с населением от 100 до 250 тыс. человек. Среди представителей верхнего дециля по доходам покупки на маркетплейсах чаще совершают проживающие в ПГТ и селах, чем жители остальных населенных пунктов.
  • Тем не менее онлайн-потребление не замещает полностью приобретение товаров офлайн — с личным посещением магазина. Свыше половины (52%) высокообеспеченных россиян и более трети (37%) среди населения в целом скорее готовы переплатить за товар, покупая его в офлайн-магазине, а не на маркетплейсе. Наиболее сильно расходятся оценки для категории «Одежда и обувь», по которой актуальна возможность консультации и примерки. И здесь высокодоходные россияне в 9% случаев готовы переплатить 25% стоимости товара офлайн-магазину в сравнении с цифровым маркетплейсом, в то время как население в целом готово сделать это только в 3% случаев.
  • В среднем мужчины на 35% реже женщин совершают покупки на маркетплейсах. При этом в выборке высокообеспеченных россиян различий в распространенности платформенного потребления не фиксируется.

Подробнее — в полном тексте информационного листка: Скачать Выпуск 7 (август 2025) "Как развитие цифровых платформ меняет потребительскую розницу" (PDF, 2,05 Мб)