Шестой выпуск информационного листка – НЭП: Новости экономического поведения
На сайте Большого проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» размещен шестой выпуск информационного листка — НЭП: Новости экономического поведения на тему: «Ритейл в больших городах: результаты анализа цен и чеков в Москве и Санкт-Петербурге».
Розничная торговля продуктами питания (продуктовый ритейл) — важная отрасль экономики, изучение тенденций в которой может много сказать об уровне и качестве жизни населения. При этом современные реалии таковы, что большая доля рынка приходится на крупные продуктовые сети. В настоящем выпуске информационного листка используются преимущественно данные по Москве и Санкт-Петербургу за период с января по май 2024 г. Уникальность представленных результатов состоит в том, что они получены на основе сочетания информации из крупнейших продуктовых сетей с данными статистики Росстата, данными о средних чеках от Т-Банка и информации о стоимости аренды и числе жителей в разных географических районах города от компании «Геоинтеллект».
Согласно полученным результатам, индексы цен, рассчитанные для отдельных продуктовых сетей, выше индекса потребительских цен на продукты питания, рассчитываемого Росстатом. Цены отдельных сетей растут с различной скоростью. При этом сети на рынке Москвы в вопросах повышения цен вели себя более похоже друг на друга, чем в Санкт-Петербурге, где колебания индексов цен заметнее, а разброс индексов между сетями выше.
В Санкт-Петербурге средние чеки превышают московские, несмотря на то что средние доходы в Санкт-Петербурге ниже, чем в Москве. За первые пять месяцев 2024 г. средние чеки выросли в обоих городах, но в Санкт-Петербурге рост чеков был выше как в абсолютном, так и в относительном выражении по сравнению с Москвой. Это может быть связано с тем, что в Санкт-Петербурге предпочитают совершать покупки реже, приобретая продукты на более длительный срок.
В Санкт-Петербурге средний чек мало меняется от района к району, что может свидетельствовать о менее выраженной территориальной дифференциации покупателей по сравнению с Москвой. В Москве высокие средние чеки наблюдаются не только в центре, но и на выездах из города, где расположены крупные гипермаркеты. В Санкт-Петербурге эта тенденция также присутствует, но выражена менее ярко. В начале дачного сезона средние чеки повышаются в отдельных географических районах, которые расположены на выездах из города.