Елена Ярская-Смирнова и Данила Парщиков приняли участие в работе круглого стола в Общественной палате РФ
28 мая 2025 г. в Общественной палате РФ прошла Общественная презентация результатов исследования деятельности Центров дневного пребывания для детей и молодых инвалидов. В мероприятии приняли участие заведующая лабораторией Елена Ярская-Смирнова, стажер-исследователь Данила Парщиков и студент 4 курса ОП «Социология» Алексей Вайзер. Модератором встречи выступила Алина Сохацкая, руководитель стратегической программы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Сопровождение через всю жизнь».

Исследование, проведенное Еленой Ярской-Смирновой и Алексеем Вайзером, ставило перед собой целью сбор и обобщение ключевых характеристик, описывающих функционирование центров дневного пребывания для детей и молодых взрослых с инвалидностью, для последующей выработки правовых методических рекомендаций, регулирующих деятельность подобных центров. Исследование основывалось на классическом формате практико-ориентированного социального опроса (social study), ориентированного на принятие информированных решений в социальной политике. Методология обследования предполагала ветвистый опрос: общий блок, квотирование центров по ведомственной принадлежности и в заключение – сбор правовых документов (локальных нормативных актов) для дальнейшего изучения.
Елена Ярская-Смирнова рассказала о результатах исследования, показавших высокий уровень нуждаемости семей в услугах центров дневного пребывания. Перечень предоставляемых центрами социальных услуг различается по возрастным группам благополучателей: для несовершеннолетних приоритетными являются социально-психологические и социально-педагогические услуги, а совершеннолетние получатели чаще нуждаются в социально-медицинских услугах. Докладчики отметили, что сроки оказания услуг варьируются в зависимости от ведомственной принадлежности организации без учета индивидуальных потребностей благополучателей, а комбинации долгосрочных и краткосрочных программ для повышения доступности услуг для разных категорий детей или в зависимости от нуждаемости семей не используются. При этом, средняя периодичность посещений детьми центров на базе образовательных организаций составляет 1 раз в неделю, что не соответствует миссии центров дневного пребывания. Такая частота более характерна для формата кружковой работы в образовательной организации. В завершение своего доклада спикеры акцентировали внимание на том, что финансовая устойчивость организаций остается проблемной – в настоящий момент финансовая модель всех типов организаций находится в зависимости от внешних источников (субсидий, грантов и частичной оплаты услуг со стороны благополучателей).

Данила Парщиков в своем докладе дополнил тезисы коллег, представив научное обоснование исследования нуждаемости в услугах Центров дневного пребывания с точки зрения благополучателей, а не социальных учреждений. Так, результаты сравнительных исследований родителей нейротипичных и нейроотличных детей показывают, что уходе за ребенком последние испытывают потребность в привлечении большого количества дополнительных ресурсов; в первую очередь – финансовых, эмоциональных и временных.
Сценарии совладания и адаптации в различных семьях могут различаться – кто-то почти полностью самостоятельно справляются с решением возникающих проблем и удовлетворением особых потребностей ребенка; кто-то оказывается в состоянии эмоционального истощения, финансовой депривации и испытывают острую потребность в дополнительной материальной или нематериальной поддержке со стороны государства. Одним из значимых элементов системы помощи детям с инвалидностью и их семьям являются услуги по кратковременному присмотру и уходу за ребенком на базе центров дневного пребывания. Благодаря посещению подобных центров дети и подростки с инвалидностью получают важный (а главное – безопасный) опыт социального взаимодействия с людьми за пределами семьи, что в долгосрочной перспективе приводит к повышению самостоятельности, улучшению социально-бытовых и коммуникативных навыков, корректировке поведенческих особенностей и улучшению психоэмоционального состояния как детей, так и родителей. На базе центров формируются локальные родительские сообщества, которые становятся для родителей социальным пространством взаимопомощи и принятия за счет общения с людьми в схожей жизненной ситуации и компетентными специалистами. Помимо этого, возможность регулярно оставлять ребенка в группе дневного пребывания освобождает большое количество времени, которое может быть посвящено трудовой деятельности, социальной активности, личностному развитию или просто отдыху. Таким образом, открытие Центров дневного пребывания в долгосрочной перспективе оказывает положительное влияние на качество жизни как детей с инвалидностью, так и их родителей и других близких родственников.
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Стажер-исследователь
Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Заведующий лабораторией