• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Панельная дискуссия «Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества»

20-21 октября 2021 г. в гибридном онлайн-оффлайн формате проходит VI Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы».  В ходе панельной дискуссии «Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества»  в рамках конференции были представлены пять докладов.

Эта представительная конференция, которая собрала вместе ученых, экспертов, педагогов, исследователей, социальных работников, общественных деятелей и политиков, лидеров НКО и благотворительного сектора была организована Советом при Правительстве Российской Федерации  по вопросам попечительства в социальной сфере, Министерством просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" совместно с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".

В ходе панельной дискуссии "Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества" были представлены пять докладов, включая выступление коллег из Финляндии. В докладах обращалось внимание на ценностно-смысловые ориентиры трансформации социальных институтов в контексте распространения понятий "разнообразие", "инклюзия", "доступность".

Открыла серию панельных докладов д.соц.н., PhD, профессор, заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова с темой "Дискурсивное поле инклюзии в социальной науке, политике и практике". Слушателям был предложен научный экскурс в историю зарождения и развития инклюзии как ответа на социальные проблемы, как повестки дня социальной политики, как важного компонента современного публичного дискурса. Была подчеркнута ограниченность бинарного понимания понятий эксклюзия и инклюзия, и сделан акцент на разнообразии инклюзии.

Следующей в панельной дискуссии была презентация д.филос.н., профессора кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ Алексея Шеманова "Инклюзивное образование: Как сочетать равенство в поддержке разнообразия и требование доступности?". На основании Конвенции ООН о правах инвалидов докладчик проанализировал основные принципы инклюзивного образования и выявил противоречия в реализации сочетания требований доступности и равенства прав в поддержке разнообразия.

С докладом "Ценность инклюзии в развитии человеческого потенциала (ЧП)" выступила  д.соц.н., PhD, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ Виктория Антонова. Докладчик познакомила аудиторию с результатами качественного исследования об отношении HR-менеджеров разного уровня российских и зарубежных компаний, работающих в России, к ценностям инклюзии и инклюзивному трудоустройству, сделав акцент на вкладе инклюзии в развитие ЧП. Исследование проводится в рамках проекта Научного центра мирового уровня НИУ ВШЭ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала".  С привлечением вторичных данных World  Values Survery был сформулирован тезис, что возможность присутствия инклюзии в системе ценностей россиян остается до сих пор под вопросом. При этом на основании первичных результатов эмпирического исследования  HR- менеджеров докладчик выдвинула предположение о том, что ценность инклюзии важна для развития трех основных компонент ЧП – способностей, готовности и возможностей каждого человека без исключения, в том числе, лиц с инвалидностью (ЛсИ) – и повышение инклюзивности общества ведет к возрастанию субъектности ЛсИ, усилению агентности бизнеса и других институтов, которые формируют среду ЧП, к преодолению стереотипов в отношении ЛсИ и к созданию инклюзивной культуры организаций.

Еще два доклада панельной дискуссии познакомили аудиторию с международным опытом "обращения" с инклюзией. Так, Нина Колыбашкина(Вашингтон, США), старший специалист Всемирного банка по социальному развитию сделала презентацию "Комплексные подходы к инклюзии людей с инвалидностью – международная практика и опыт Всемирного Банка". Интересный и актуальный доклад не только затронул вопросы политики Всемирного Банка по участию и включенности ЛсИ, но и познакомил с исследованием, которое Всемирный Банк провел с целью изучить барьеры и возможности для участия людей с инвалидностью на  рынке труда в Российской Федерации. 

Наконец, доклад Тины Парвианен и Яри Картунениз Университета прикладных наук (Финляндия)   "Инклюзивное образование в Финляндии: политика, культура, практика" раскрыл основные особенности и современные новеллы в развитии инклюзивного образования в этой стране, познакомил с системой инклюзивного профессионального обучения в Финляндии. Докладчики поделились опытом, как  профессиональный педагог должен использовать индивидуальный подход в поиске возможных и посильных траекторий обучения для каждого учащегося с особыми потребностями и согласовывать с учащимися честные цели, которые они могут взять на себя. Одновременно, подчеркивалось в докладе, это развивает компетентность преподавателя и его отношение к инклюзии и разнообразию.

Панельная дискуссия "Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества", подготовленная ее модератором главным научным сотрудником МЛ ИСИ Марией Козловой, привлекла разнообразную оффлайн (15 человек) и онлайн (28 человек) аудиторию. Акцент был сделал на анализе трансформаций идеи инклюзии и соответствующих общественных практик, совпадений/расхождений интерпретаций разнообразия и инклюзии разными стейкхолдерами (государством, академическим сообществом, НКО, бизнесом), на отличиях российского опыта развития инклюзивных институтов от мирового, оценке вклада инклюзии в развитие человеческого потенциала российского общества в целом и организаций.

 Даже в сжатом временном формате слушателям удалось задать вопросы докладчикам и получить емкие, заинтересованные ответы.