• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смыслы рождаются на пересечениях: в Вороново прошла art&science школа интерсекциональных исследований

С 4 по 7 ноября в Учебном центре НИУ ВШЭ “Вороново” проходила Школа-лаборатория «Интерсекциональные исследования и работа с сообществами: концепция, методы и этика».

Смыслы рождаются на пересечениях: в Вороново прошла art&science школа интерсекциональных исследований

Школа задумывалась как эксперимент по объединению двух миров, использующих разные языки для поиска и донесения смыслов: наука и искусство. Над совместными проектами работали студенты и сотрудники российских вузов, художники, дизайнеры, мастера театра, танца и перформанса. Дополняя друг друга и пробуя непривычные подходы, они исследовали себя, окружающее пространство и, конечно, сферу интерсекциональности.

Для справки

Интерсекциональность, она же теория пересечений, в широком смысле – это исследование феноменов, возникающих на пересечении нескольких форм идентичности и «инаковости». Например, опыт подростка-сироты с физическими ограничениями более полно раскрывается с учётом перспектив гендера, семейной ситуации, инвалидности, возраста, исторического контекста и так далее.

Методическую и содержательную поддержку участникам обеспечили эксперты. Надежда Нартова из питерской Вышки на своей лекции представила концепцию взрослости как новой уязвимости и познакомила слушателей с образом «невидимого большинства». Преподаватель факультета социальных наук ВШЭ Андрей Андреев на примере людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, поднял тему «человека с изъяном» в глазах общественности. Анастасия Сельченок из дирекции по онлайн-обучению ВШЭ организовала игровой мастер-класс по геймификации и игрофикации (да, это разные вещи) в обучении и жизни. Сотрудницы отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» Алина Жекамухова и Мария Щекочихина провели экскурс в исследования инвалидности и их практическую применимость. А на сессии о репрезентации инвалидности в детской литературе Рахат Орозова из UNICEF (Кыргызстан) показала, как книги-картинки могут рассказать и маленьким читателям, и взрослой аудитории о сложности и разнообразии мира.

Проблемы инклюзии глубоко осмыслялись и с художественной точки зрения. При поддержке Льва Ушакова и Марты Меньшиковой из Community Art Russia, которые выступали кураторами и соорганизаторами Школы-лаборатории, совместно с учеными и студентами активно работали х
удожники и перформеры, которые помогали творчески исследовать актуальные и разрабатвыаемые научные темы. В рамках Школы-лаборатории было создано несколько художественных высказываний в форме перформанса, видеоработы и коллажей.

Глава международной лаборатории Елена Ярская-Смирнова с гордостью и удовольствием отзывается о прошедших в Школе-лаборатории мероприятиях. «
Интерсекциональность школы воплотилась не только в постоянном творческом взаимодействии исследователей и художников, но и в преодолении дихотомии рациональное-чувственное. На школе складывалось сообщество, причем Лев и Марта фасилитировали этот процесс при помощи атмосферных арт-практик, в которых, кроме людей, участвовали красивейший лесной пень, мерцающие огоньки, камни, музыкальные инструменты. А на лекциях и семинарах научные дискуссии проводились тоже не стандартно, а в малых группах, в интерактивной и игровой манере. Мы увидели и нащупали новые грани интерпретации, через сопереживание, рефлексию и вчувствование родились очень яркие, интересные проекты».

Художница из Перми Динара Садыкова рассказывает, что буквально не могла оторваться от спикеров и их выступлений. «Это было очень глубоко, и в каждом событии чувствовалось, что люди делятся не просто информацией, а опытом». Общие впечатления о школе она описывает так: «Для меня было необычно, что научный процесс может быть таким теплым и эмоционально открытым. Таким питательным».

По теме школа напоминала научную конференцию, но формат принципиально отличался. День участника мог начаться с рисования акварелью, продолжиться лекциями и брейнштормами, а закончиться сеансом плейбек-театра. В такой атмосфере рождались неожиданные смыслы и их художественные воплощения. Ещё одним ключевым понятием была свобода: отсутствие ограничений, принуждения и «запретных» тем стало главной рамкой школы. 

Один из кураторов и соавтор идеи школы-лаборатории, Лев Ушаков из Community Art Russia, особо отмечает моменты, когда в группах участников вдруг начинался разговор, рождались смыслы. «Неважно, через какую модальность – театральные, перформативные практики, или в момент выступления спикера. Нас, художников, это прошибало, и мы создавали художественный отклик». 

Многие участники отметили непривычность происходящего. Яна Хасимова, студентка-историк из пермского кампуса ВШЭ, говорит, что поначалу это даже немного отпугивало. «Но потом я начала привыкать и в последний день чувствовала радость от участия, новых знакомств и впечатлений», - делится она. Похожие впечатления описывает Егор Гладких, студент-политолог из Москвы: «На школе я получил весьма необычный опыт ознакомления с творческими методами, которые можно применить в разнообразных социологических исследованиях». А художница, танцор-перформер Инна Котова из Москвы отмечает, что на лаборатории буквально дышалось по-особенному, и это было невероятно ценно.

“Я в восхищении от эксперимента, который состоялся, и что из этого получилось, - подводит итог Альфия Шамсутдинова, художница перформанса из Казани. - Меня особенно поразила открытость такой большой академической институции, а главное - огромная человечность всего, что происходило. Эта доброта, внимательность, чуткость к себе и людям дорогого стоят”. 

В заключительный день школы состоялась презентация результатов. Группы представили итоги своей работы, среди них видеоперформанс об общении с природой, коллажи о внутренней свободе и собственном «я», проект исследования, в котором на материалах социологических интервью об опыте проживания взрослости создаются документальный театр и плейбек. И многое другое, глубокое и яркое, не умещающееся в рамки чисто «научного» или «художественного». Возникшие на школе связи никуда не исчезают, и это один из важнейших её результатов. Участники говорят, что обязательно продолжат сотрудничать, общаться и развивать проекты.