• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа-Лаборатория
Интерсекциональные исследования и работа с сообществами:
концепция, методы и этика

 

Время проведения: 4-7 ноября 2022

Место: Учебный центр НИУ ВШЭ «Вороново»

Организаторы: Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ – руководители школы Мария Козлова, Елена Ярская-Смирнова

Партнеры:

  • Community Art Russia – куратор Лев Ушаков,
  • отдел инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж»

Школа посвящена обсуждению вопросов учета множественной дискриминации в социальных исследованиях и практиках, методологии интерсекционального подхода, партисипаторных исследований и работы с сообществами. Участники прочувствуют потенциал и ограничения интерсекционального подхода как исследовательской методологии и направления социальной практики. В рамках диалога с исследователями (мастер-классов, бесед, дискуссий) и тренингов будут представлены перспективы, барьеры, инструменты имплементации принципов интерсекциональности в сферах академических и прикладных исследований, преподавательской и публичной деятельности социологов, фасилитации межсекторного сотрудничества (академия - бизнес - государство - НКО - локальные сообщества), работы с сообществами. В формате Community Art с участием представителей разных направлений современного искусства и акторов публичной сферы участники творчески проанализируют уже накопленные кейсы и данные, смогут “опробовать” интерсекциональность применительно к планам собственных исследований и практическим наработкам. Результатами работы станут создание художественного высказывания и развитие драфтов собственных исследований участников школы.

 

Программа Школы-Лаборатории

4 ноября

11.00 – выезд в УЦ Вороново

13.00 – размещение в УЦ Вороново

14.00 – обед

15.00 – открытие школы

15.30 – Групповая работа (участвуют все преподаватели школы)

17.00 – Нартова Надежда. На пересечении возраста и социальной включенности: взрослость как новая уязвимость?

Предлагается обсудить социальную интеграцию/включенность с перспективы жизненного курса. С одной стороны, жизнь человека размеченный так или иначе жизненный курс с различными этапами. Каждому их этапов предписываются свои роли и статусы. Современная культура мыслит взрослость как ключевой этап жизни человека – автономность, субъектность, агентность, полный набор прав и обязанностей. Все, что до или после (молодость и старость) – рассматривается как «не до» и находится под пристальным вниманием социальной политики, исследователей, семей и т.д. С другой стороны, социальная включенность важнейший из элементов не только демократических процессов, но устойчивости человека. Молодежь активно развивает различные формы социальной вовлеченности: от субкультур до новой гражданственности. Социальная интеграция пожилых одна из ключевых повесток социальной (не только государственной) повесток: от ветеранских организаций до проектов активного долголетия. В этом контексте взрослые, от которых ожидается семья и работа, ответственность за других и себя, в условиях разводов, прекарности, отсутствия социальной поддержки оказываются не только и столько автономными, но социально дезинтегрированными, одинокими и уязвимыми. Предлагается обсудить опыт проживания взрослости в современном обществе, и возможности социального включения взрослых.

19.00 – Ужин

20.00 – Варшавер Евгений. Полевые социологические исследования от южных морей до Полярного круга: что общего и что разного, а также как «готовить» полевого исследователя 

В ходе разговора Евгений Варшавер расскажет о специфике полевых исследований в разных контекстах. Имея почти 20-летний опыт полевых исследований в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, он поделится универсальными правилами полевой работы, укажет на context-specific ее элементы, а также расскажет о некоторых результатах полевых исследований последнего года – в Дагестане, Кыргызстане и Индии. Помимо этого, для слушателей будет приоткрыта кухня студенческих экспедиций – пространства, где «производятся» полевые исследователи.

21.30 – Групповая работа (участвуют все преподаватели школы)

 

5 ноября

9.00 – завтрак

10.00 – групповая работа (участвуют все преподаватели школы)

12.00 – Андреев Андрей. Моральный и криминальный порядки социального включения/исключения людей, живущих с ВИЧ

Предлагаю обсудить проблему «биографического разрушения», когда после определенного события в жизни человека наблюдается высокая степень неопределенности социального включения/исключения. Таким событием может быть медицинский диагноз ВИЧ-инфекции. Опыт жизни с хроническим заболеванием формирует идентичность, в которой управление раскрытия ВИЧ-положительного статуса перед другими людьми значимо. Аналитически удобно разделить управление раскрытия статуса в частной и публичной сферах. В частной сфере ВИЧ-положительный статус может оказаться маркером прочности социальных отношений. Предположение, что раскрытие статуса окажет обратное воздействие на социальные отношения, будет работать на социальное исключение, формирует траекторию сокрытия статуса. Это же относится и к сексуальным отношениям, в которых партнер воспринимается как кратковременный. В последнем случае следствием сокрытия статуса становится исключение траектории преобразования краткосрочных отношений в иные. Однако сокрытие статуса не только приводит к последствиям морального порядка (непорядочно было не сказать о ВИЧ), но и делает из ВИЧ-положительного человека преступника (заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией). В публичной сфере ВИЧ-положительный человек может воспользоваться социальными льготами. В этом смысле статус работает на его социальное включение. Но если ВИЧ-положительный человек мигрант, то он подлежит депортации из страны по действующему законодательству. Соотношения морального и криминального порядков относительно ВИЧ-инфекции попадают в разряд дискуссий о скрытом «изъяне» человека, который может быть использован для его социального включения/исключения.

14.00 – Обед

15.00 – Сельченок Анастасия. Интерактивная лекция "Игрофикация в онлайн-обучении и жизни" и  воркшоп "Игрофикация в работе с локальным сообществом".

В лекции планируется раскрыть особенности игрофикации обучения и жизни, разобрать несколько кейсов, обсудить типы игроков и модель игрофикации и мотивации обучения Октализ. В воркшопе планируется познакомить с основами игрофикации и ключевыми инструментами. Распределить по группам и ключевым акторам (представители власти, бизнес, гражданские активисты и т.д.) и предложить решение проблем с помощью включения элементов игрофикации в работу с сообществами.

17.30 - консультации специалистов по методам сбора и анализа данных (М.Александрова, Д.Присяжнюк,Н.Большаков)

19.00 – Ужин

20.00 – Групповая работа (участвуют все преподаватели школы)

 

6 ноября

9.00 – Завтрак

10.00 – Групповая работа

12.00 - Жекамухова Алина, Щекочихина Мария. Практическая применяемость исследований инвалидности. Методологические трудности

Область исследований инвалидности довольно неоднородна и объединяет в себе сразу несколько подходов. Помимо предметных сложностей, она включает и множество методологических вопросов, связанных с невозможностью изъять ее из области этического. Кто производит и кто должен производить знание об инвалидности? Что признавать знанием? Как функционирует и как должно функционировать это знание? Должно ли знание иметь практическую направленность? Может ли исследователь оставаться сторонним наблюдателем? – все эти вопросы сегодня остаются действующей критикой Disability Studies. В ходе семинара, разделенного на теоретическую и практическую части, планируется обсудить разные методологии, способы производства знания об инвалидности, а также материальные формы, в которых это знание функционирует. В ходе теоретической части обсудим, какими сегодня предстают Disability Studies как область исследований инвалидности. Особое внимание будет уделено современному российскому контексту исследований инвалидности, который не имеет четкого оформления в studies, но представляет довольно пеструю картину попыток производить знание об инвалидности не только в академии, но и в культурных институциях, в частности, в музеях. В ходе практической части участникам семинара будет предложено рассмотреть следующие кейсы: художественную работу, репрезентирующую инвалидность/сообщающую о жизни человека с инвалидностью, выставочный проект, осмысляющий инвалидность и, непосредственно, исследование инвалидности.

14.00 – Обед

15.00 – Орозова Рахат. Disability Visibiliy: как и зачем нужна репрезентация инвалидности в детской литературе?

В настоящее время детские издательства разных стран мира выпускают большое разнообразие литературы, в которой представлен опыт инвалидности. Однако, эта тенденция вызывает споры среди педагогов, библиотекарей, психологов и родителей. Одни считают важным повышение осведомленности читателя-ребенка об инвалидности через чтение книг, где встречается герой с инвалидностью.  Другие же утверждают, что знакомство с феноменом инвалидности в детском возрасте преждевременно, так как для детей это может превратиться в негативный опыт. Исследователи репрезентации инвалидности в литературе предлагают несколько подходов, через призму которых читатель сможет понять природу инвалидности и сформировать свое к ней отношение. В рамках мастер-класса участники познакомятся с этими подходами и обсудят, как инвалидность представлена в современной книжке-картинке и какое место имеет детская литература об инвалидности в кругу взрослых. А затем, используя свой личный опыт восприятия инвалидности через чтение детской книжки с помощью разных практик, участники смогут проанализировать значение репрезентации инвалидности в литературе, влияющее на социальное конструирование представлений об инвалидности в современном обществе.

17.00 – Групповая работа (участвуют все преподаватели школы)

19.00 – Ужин

20.00 – Групповая работа (участвуют все преподаватели школы)

 

7 ноября

9.00 – Завтрак

10.00 – Презентация проектов участников (участвуют все преподаватели школы)

14.30 – Закрытие школы

15.00 – Обед

16.00 – Отъезд из УЦ Вороново

По всем интересующим Вас вопросам пишите на e-mail eshalonskaya@hse.ru


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.