• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Защиты проектов больше похожи на экзамен по магии в Хогвартсе

Дарья Романова, студентка майнора “Стартап с нуля” кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, рассказала об особенностях занятий, необходимых студентам скиллах и о том, какую помощь можно получить от преподавателей для того, чтобы сделать свой стартап по-настоящему успешным.

Когда надо было определяться с майнором, у меня был хороший перцентиль, поэтому я была свободна в своем выборе. Предпринимательство интересовало меня давно и я никогда не исключала возможности создания стартапа, но тогда не было ни понимания того, чем я хочу заниматься, ни осознания, какие конкретно шаги нужно делать, чтобы свое дело грамотно развивать. Этот майнор выбрала из-за сильного преподавательского состава и не прогадала. Нас обучают не просто теоретики, а люди, либо связанные с акселераторами, либо развивающие свои собственные коммерческие проекты. Это не просто педагоги, а опытные и ресурсные наставники, которые хорошо знают рынок и в случае чего и с нужными людьми познакомят, и покажут, где искать новые возможности для развития. 


Зачем студентам софт скиллы  и предпринимательство


Софт скиллы – это самое слабое место технических факультетов, на мой взгляд. Нам постоянно нужно разрабатывать в командах свои проекты, писать курсовые работы, выступать на конференциях. При этом многие не знают даже, как работать с презентацией. Постоянно видишь элементарные ошибки – куча текста на слайде и человек, который его читает нудным голосом. При этом выступающий зачастую совершенно не понимает, зачем и для кого он делает свой продукт.


У российских студентов-технарей в руках невероятно мощный инструмент – их знания и навыки, но они не умеют использовать их оптимально. Не обязательно открывать свой стартап, компаниям нужны клиентоориентированные сотрудники которые умеют работать в команде, эффективно выстраивают коммуникацию с другими, могут быстро разобраться в особенностях рынка, и найти узкие места в своей и чужой работе. Нам всем гораздо проще сотрудничать с людьми, которые не тратят ресурсы впустую.  Даже вполне конкретные предпринимательские инструменты и методологии я активно применяю не только в работе, но и в своей жизни. Это те знания, которые помогут в любой сфере деятельности.


Ценности обучения


Самое ценное на майноре – это люди – студенты и преподаватели. Если у меня на факультете все программисты и “железячники”, то на стартапах собрались ребята со всех направлений – дизайн, медиа, экономика, право и другие. А так как формат предполагает работу над проектами и совместные активности, то очень интересно посмотреть, как мыслят люди  разных специальностей, как применяют свои знания на практике. Из-за такого разнообразия защиты проектов больше похожи на экзамен по магии в Хогвартсе: проекты варьируются от квест-ресторанов и брендов одежды до IT-стартапов.

Каждый получает то, что ему сейчас больше всего надо. Базовая программа – лекции и семинары – у всех одинаковая, но применяют полученные знания все по-разному, в зависимости от проекта. За два года прошли все ключевые темы: сегментация и ценностное предложение, customer development (очень много и на всех этапах), анализ рынка и конкурентов, unit-экономика, создание MVP и т. д.


Преподаватель постоянно помогает нам не только со знаниями, но и с контактами, приводит именно нужных для проектов людей из бизнеса, которые помогают разобраться с трендами и рынком. Зачастую такие встречи выливаются в реальное сотрудничество: в моей группе сейчас ребята с дизайна разрабатывают фирменный стиль и маркетинговый план для химического кванториума, экономисты для этого же проекта описывают финансовую модель. Не все делают бизнес, каждый занимается тем, что ему интересно, а майнор в этом активно помогает.


Развитие майнора


Майнор, на котором я обучаюсь, эволюционирует на глазах. Сначала в программе было упор на теорию, а хотелось реальной практики. Каждая домашняя работа занимала несколько дней рутинной работы команды по 3-5 человек и при этом была достаточно оторвана от жизни. Многих ребят это демотивировало делать бизнес в принципе. Но руководство достаточно быстро включилось в решение проблемы, программа стала инклюзивной и рассчитанной на потребности каждого отдельного студента и его ситуацию. Из-за этого совершенно по-другому раскрыла себя система с бизнес-трекерами: раньше они просто консультировали, правильно ли сделано домашнее задание, а теперь помогают понять, что делать дальше именно в твоей ситуации, развивается ли проект, где его узкие места и т. д.


Теория и практика


Ребята на инженерных факультетах хорошо умеют разрабатывать, но к сожалению большая часть таких разработок оторваны от жизни, их технические решения попросту не находят своего потребителя. В итоге сотни часов работы, по сути, проходят впустую. Команды получают продукт, который могут повертеть и потрогать, играются с ним, в лучшем случае, демонстрируют на паре конференций, а затем закидывают в долгий ящик. (Имеется в виду в рамках проектной модели обучения в МИЭМе, когда за год каждый студент должен разработать ПО или железо, ориентированное на рынок и коммерциализацию). 


Поэтому, если бы не майнор, не было бы и моего проекта PortusVR. Изначальная задумка и масштаб работ были оторваны от реальности, к тому же я не думала про государственные институты поддержки. Сейчас у меня есть понимание того, что делать дальше и какие инструменты использовать в случае затруднений.


Благодаря майнору я накопила и “человеческий ресурс”: знаю, где искать людей практически на все типы задач и как с ними работать. До всего этого можно дойти и самостоятельно, в интернете масса ресурсов (а наша программа в целом пересекается с программой ФРИИ), но когда вокруг тебя есть эксперты и сообщество, это гораздо проще и приятнее.