• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Роман Ступин: «Мы – первые кибервыпускники Высшей школы экономики»

Роман Ступин, студент магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», является заместителем директора ФГБУ «Координационный центр Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области вычислительной техники». Роман рассказал о том, как обучение на программе стало хорошим шансом найти бизнес-партнеров и ценных сотрудников.

Роман Ступин: «Мы – первые кибервыпускники Высшей школы экономики»

О текущей работе

Наше учреждение занимается поддержкой экспорта и координацией международного взаимодействия в области информационно-коммуникационных технологий, реализует исследовательские проекты в области цифрового развития и информационных технологий. Кроме того, я веду несколько проектов и стартапов в области робототехники и искусственного интеллекта, занимаюсь консалтингом, исследовательскими проектами в области «сквозных» цифровых технологий. Также я являюсь главным редактором международного научного сборника «Вестник цифровой экономики».

Так как я получил высшее образование в далеком 2006 году, за это время успел попробовать себя в самых различных сферах. Весь трудовой путь тесно связан с инновационной деятельностью. Сначала это были управленческие инновации по реинжинирингу бизнес-процессов в ритейле, затем – разработка оборудования и техники, работа с интеллектуальной собственностью. В настоящее время профессиональные интересы окончательно сфокусированы на инновационной деятельности. Основная деятельность сосредоточена на исследованиях и разработках в области искусственного интеллекта, робототехники и сенсорики. 

После прохождения программы ДПО, реализуемой кафедрой менеджмента инноваций, коллеги из управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ пригласили поработать со студентами майнора «Технологический маркетинг» в качестве трекера и преподавателя семинаров. Тогда я и понял, что нужно перезагрузить именно базовое образование и решил поступать в магистратуру Вышки. Направление подготовки выбрал практически без колебаний. Так, пройдя конкурсные испытания, я стал студентом магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» кафедры менеджмента инноваций.


Стоит ли учиться дальше?


Наверное, самым трудным было именно принятие решения в формате «быть или не быть». Продолжать ли обучение или не инвестировать в него свое время, которое можно использовать для масштабирования бизнес-проектов или построения карьеры. В конечном итоге, я ни на секунду не пожалел, что продолжил обучение и пошел в магистратуру. В первый месяц обучения появились некоторые трудности, связанные с адаптацией. Необходимо было снова привыкнуть к студенческой скамье и непрерывному образовательному процессу, вещам, забытым за годы после выпуска из университета. Некоторые сложности связаны с необходимостью синхронизации профессиональной деятельности и учебного процесса. Но все это не является серьезной проблемой, а легко решается, в том числе благодаря гибкости и индивидуальному подходу к магистрантам со стороны учебного офиса.

Ценность образовательной программы именно в том, как образовательные дисциплины, стоящие в учебном плане, сочетаются между собой, как дополняют друг друга. И если, по мнению студента, ему не хватает каких-то дисциплин для формирования целостного взгляда на профессиональную область, учебную программу  в Вышке всегда можно дополнить курсами маголего или факультативами. И это прекрасно, когда студент сам участвует в формировании своего образовательного трека. Безусловно, есть курсы, которые больше всего нравились. Где-то из-за подходов, выбранных преподавателем, где-то из-за личной заинтересованности в тематике курса и полезности для профессиональной деятельности. Но, повторюсь, ценность именно в симбиозе учебных дисциплин в рамках программы. 

Аспирантура: пауза длиною в пятнадцать лет


Сказать, что обучение кардинально изменило мои взгляды на инновационную деятельность и сферу инноваций в России, будет, наверное, лукавством. За отраслью я следил регулярно, находился больше внутри, чем снаружи. Однако, систематизация знаний в рамках магистерской программы помогла понять, что в стране развивается правильно, что требует совершенства, а что и вовсе является профанацией.

Так получилось, что в период обучения я действительно сменил не только место работы, но и область профессиональной деятельности. Это, в числе прочего, помогло синхронизировать учёбу с работой, так как новое место работы более плотно связано с инновационной деятельностью, здесь легче применять полученные в магистратуре знания и получать необходимые для учебной деятельности фактографические данные, исследовательскую базу.

Еще одно важное изменение, которое я отмечаю, это возможность взглянуть по-новому на научную деятельность. Мне стало жаль тратить своё время только на бизнес и не вносить вклад в развитие общества, решение экономических и социальных проблем. Поэтому сейчас я принял решение о продолжении обучения в Высшей школе экономики и прошел вступительные испытания в аспирантуру.

Аспирантура для меня – это этап развития, который я поставил на паузу почти 15 лет назад. Тогда я посчитал, что будет правильнее вернуться к научной деятельности позже, когда устоятся жизненные принципы, сформируются профессиональные интересы.

Когда я поступал в аспирантуру в 2006 году я понимал, что тему исследования нужно будет высасывать из пальца, а сама работа не будет нести никакой общественной пользы. Когда я поступал в аспирантуру в этом году, я испытал совершенно другие эмоции! Было ощущение, что мне это действительно нужно. Есть желание заниматься наукой, есть желание приносить пользу. Многие мои друзья идут в аспирантуру и докторантуру ради научной степени. Мой подход иной. Для меня, как для самурая, путь важнее цели.

Собственно, к обучению на магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» я относился именно как к Пути. Для меня важнее сам процесс обучения, коммуникации с одногруппниками и наставниками, чем цель в виде диплома и записи в резюме.


Взгляд на обучение в формате университета в 2020-ом


Если бы я смог что-то изменить, я бы подал документы на обучение в магистратуре НИУ ВШЭ на несколько лет раньше. В остальном, считаю свой выбор правильным и с удовольствием повторил бы его. Конечно, хотелось бы уделить некоторым курсам больше времени, вникнуть в дисциплины глубже, изучить проблематику с разных сторон. Но в этом и заключается смысл университетского обучения – пробудить исследовательский интерес, а не дать исчерпывающие знания в узкой области.

Онлайн-курсы и программы – это, действительно, хорошее подспорье, чтобы разобраться в той или иной области знаний, получить информацию, структурировать ее. Это хороший инструмент и пренебрегать им нельзя ни в коем случае!

Обучение – это не только про образование и знания. Это еще и нетворкинг, социализация и расширение коммуникативного пространства. Это уникальная университетская среда, которая позволяет человеку не выпасть из социума и, становясь профессионалом, оставаться человеком, а диплом магистра – это не точка в развитии, а скорее, его начало!

О важности нетворкинга


Сейчас вся моя профессиональная деятельность представляет собой сплошной нетворкинг. Я постоянно общаюсь с экспертами и специалистами в сфере информационных технологий, инвесторами, разработчиками, предпринимателями, чиновниками. Что касается взаимопомощи и поддержки в профессиональном сообществе, я верю в нее всегда. На мой взгляд, это не зависит от профессии или рода занятий.

Форумы, конференции и семинары – для меня это такой же обычный формат профессиональной деятельности. Я стараюсь не пропускать научные конференции и отраслевые форумы по направлениям, лежащим в фокусе моего профессионального и научного интереса. В основном, это мероприятия в сфере робототехники и искусственного интеллекта, интернета вещей, компьютерных игр, виртуальной и дополненной реальности. Я выступал на научных конференциях в России, Таиланде, Южной Корее и Японии, посещал выставки и форумы по всему миру. Пожалуй, это для меня самая большая проблема, вызванная распространением коронавирусной инфекции – я не могу посещать мероприятия за рубежом и изучать передовой опыт. А если быть точнее, эти мероприятия просто не проводятся.

На 2020 год я запланировал участие в ряде мероприятий: крупной выставке в сфере робототехники, искусственного интеллекта и интернета вещей SIDO в Лионе, крупнейшем Европейском событии в области технологий VIVA TECHNOLOGY 2020 в Париже, международной выставке в сфере робототехники в Токио, ряде соревнований в Китае и Сингапуре.

Невозможность сейчас побывать на этих мероприятиях меркнет по сравнению с невозможностью провести в России международные соревнования по робототехнике и цифровым технологиям IYRC 2020, право на прием которых мы в составе делегации Минкомсвязи выиграли для России год назад. К сожалению, обстоятельства сильнее нас, остается только работать с тем, что имеем. 

Координационный центр Минкомсвязи России, в котором я работаю, является организатором бизнес-миссий, выставок, форумов и научно-практических конференций. Сейчас мы перенесли в онлайн-формат основные мероприятия, которые проводим в этом году. 

Это Второй Международный конгресс цифрового развития и Международный фестиваль цифровых технологий Digital Wave 2020. Мы разрабатываем форматы дистанционного взаимодействия, перенесли в онлайн все образовательные программы и консультации, разрабатываем платформу для дистанционного проведения выставок и деловых миссий в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Учеба при самоизоляции


Самая главная трудность на карантине – это ограничение социального взаимодействия. С остальным справиться не так сложно. Почти полгода мы не видимся с одногруппниками и преподавателями, со многими можем больше никогда не увидеться. Безусловно, это добавляет негативных ощущений.

Дистанционный формат обучения и сдачи экзаменов, конечно, тоже немного добавил стресса. Начинаешь переживать не только из-за уровня подготовки по дисциплине, но из-за технической стороны вопроса: пропускной способности канала связи, разрешения видеоизображения, качества звука и так далее. Кроме того, не хватает эмоционального контакта с преподавателями и экзаменационной комиссией. Однако, в Высшей школе экономики дистанционные форматы взаимодействия практически не отличаются от очных процедур.

Отдельно благодарен программе за то, что с первого курса некоторые дисциплины проводились в онлайн. Это помогло адаптироваться к тем изменениям, которые произошли в этом году.

Магистерскую диссертацию также предстоит защищать в дистанционном формате. С точки зрения технической составляющей, это удобно. Экономится время, ты меньше нервничаешь, окружен домашним уютом. Но исчезает та самая магия экзамена: переживание за одногруппников, подготовка и ощущение праздника. Особенно остро это ощущается в отношении выпускных вечеров. Да, мы не наденем мантии и шапочки выпускников, не выпьем шампанского с друзьями и наставниками. Но мы понимаем, что это вынужденные меры. Таков новый мир, хотим мы этого или нет.

Я всегда считал и считаю, что во всем нужно искать позитивные стороны. Если случай подарил тебе много свободного времени, потрать его с максимальной пользой. В режиме самоизоляции прошел программу повышения квалификации в сфере патентования от Федерального института промышленной собственности, несколько дистанционных курсов в области искусственного интеллекта, машинного обучения и программирования.

В тоже время карантин позволил мне по-другому взглянуть на исследования, проводимые в рамках выпускной квалификационной работы. Так сложилось, что я посвятил диплом проблемам и инструментам поддержки экспорта в сфере информационно-коммуникационных технологий. Актуальность проблематики во время пандемии только выросла! Я исследую экспортные барьеры, передовой опыт зарубежных стран и разрабатываю рекомендации по увеличению экспортного потенциала российских компаний, по применению инновационных технических средств в организации международного взаимодействия в области ИКТ.

В этом направлении мне чрезвычайно повезло, так как многие мои одногруппники одновременно являются моими коллегами по работе, со многими дружим, с кем-то строим совместные бизнес-проекты. За это хочется сказать отдельное спасибо Высшей школе экономики и Кафедре менеджмента инноваций: обучение на программе – отличный шанс найти бизнес-партнеров, ценных сотрудников или, наоборот, работодателей.

Что касается планов по торжествам по случаю завершения образовательного процесса, думаю, что карантин не может полностью украсть из нашей жизни этот праздник. Да, это безусловно, грустно. Мы все мечтали не о таком выпускном. Но, в режиме изоляции студенты уже научились проводить онлайн-вечеринки, встречи с друзьями. В этом что-то есть! Только вдумайтесь: мы – первые кибервыпускники Высшей школы экономики! Да и кто сказал, что отмечать нужно один раз и прямо сейчас? Завершая обучение, я никому из своих одногруппников и преподавателей не говорю «прощай», я говорю «до новых встреч!»