• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юлия Райхман: «Майнор стал идеальной средой для развития своего дела»

Юлия Райхман, сооснователь и управляющий партнер EdTech стартапа «Академия профессиональных навыков Mentora», а также официальный амбассадор и руководитель бизнес-процессов сети магазинов Moda Nikol’, является студенткой 2-ого курса Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ и занимается на майноре «Стартап с нуля» кафедры менеджмента инноваций. Юлия рассказала о том, какими навыками  и знаниями должен обладать предприниматель, и как можно создать целую академию, еще не закончив университет.

Юлия Райхман: «Майнор стал идеальной средой для развития своего дела»

Об академии MENTORA

 

Академия профессиональных навыков Mentora https://mentora.pro/ – это образовательная платформа с авторскими курсами, марафонами, чек-листами, шаблонами и другими полезными инструментами, которые помогают студентами и молодым специалистам развивать навыки для построения бизнеса и карьеры. В лектории Академии регулярно проходят карьерные и образовательные мероприятия, такие как вебинары, мастер-классы, форумы. Мы приглашаем бизнесменов и профессионалов своего дела, организуем нетворкинг-встречи, вдохновляем студентов действовать и даем четкий план, как улучшить свои профессиональные навыки.

 

Идея стартапа

 

Проект основан нами в сентябре 2019 года. Мой партнер, Смук Марьян – аспирант РАНХиГС, маркетолог международной компании (он отвечает за развитие компании в 12-ти странах), за плечами Марьяна 10-летний опыт работы в маркетинге, продакт менеджменте и веб-разработке, он владелец собственного веб-агентства. 

Мы не знали, что создаем стартап. Мы даже не знали, будет ли это жизнеспособная бизнес-модель или тщательно сконструированный, но все же воздушный замок. Единственное, что мы знали – у каждого из нас есть свой опыт, свои знания и навыки, и свои ресурсы, которые могут дать шанс совместному проекту. Mentora была экспериментом и ее изначальная концепция была далека от того, к чему мы пришли спустя полгода. Много изменений вносилось уже в ходе работы, много идей отвергалось и много новых возможностей появлялось каждый день.

 

Мы вложили в проект 1500 рублей, они ушли на оплату хостинга. Еще 1400 рублей ушли на визитки для направления Mentora Event. На этом, пожалуй, все. Все остальное было реализовано собственными силами и силами команды. 

 

Мы инвестируем в проект каждый день – своим временем, энергией и ресурсами. Но и отдача от таких инвестиций нам нравится – проект позволяет расти и приобретать не только управленческий опыт, но и технические навыки. Проект заставляет смотреть на привычные вещи иначе, оценивать большее количество факторов и просчитывать большее количество сценариев, погружаться в незнакомые процессы и искать решение самых неожиданных проблем. Это сложно, но это того стоит. 

 

Я очень ярко помню первый месяц создания проекта, когда о нем знали лишь мы с партнером. Это был месяц брейнштормов, расчетов, обсуждений концепции, часов созвонов, оканчивавшихся в два-три ночи и первых шагов по созданию площадок в социальных сетях. Спустя месяц мы провели первый набор команды. Сейчас в команде 42 сотрудника – амбициозных молодых специалистов из ТОПа рейтинга НИУ ВШЭ.

 

В самом начале наш план ограничивался базовыми расчетами, стандартным набором аналитики и  построением гипотез. Мы знали, с чего нам следует начать, где хотим оказаться через три-пять шагов, устанавливали сроки и тестировали идеи. Без базового понимания, насколько наши ожидания совпадают с реальностью, детализировать было нечего. 

 

С появлением команды и системы отделов наш план действий постепенно превратился в продуманный и детализированный экшн-план, обновляемый каждый месяц. В плане прописаны четкие цели, сроки, исполнители и ответственные по каждому направлению. План визуально представлен в диаграмме Ганта, цели разбиваются на задачи, которые дублируются на доски менеджеров и специалистов, соответствующих отделов в Trello. Одновременно с этим информация размещается в нашем собственном корпоративном университете.

 

С появлением окончательной концепции Академии мы взялись за детальные расчеты и более глубокую аналитику – изучили конкурентов, рынок, тренды развития онлайн-образования. Полученные выводы позволили выровнять дальнейшую стратегию развития и уделить большее внимание развитию тех сторон, что обеспечивают нам конкурентное преимущество. 

Четкого разделения обязанностей у нас нет – как правило, делаем то, что горит и следуем плану действий, стараясь придерживаться внутренних сроков. 

Марьян разработал и сейчас дорабатывает платформу, интегрирует в нее новые крутые фишки и новые возможности, а также разрабатывает все наши лендинги и веб-страницы (такие как лендинг-отчет по мероприятию под каждого спикера, страничка-резюме под каждого сотрудника и многое другое).

 

Создание корпоративного университета, корпоративного дизайна Менторы и нашего логотипа – тоже его рук дело. Я выстраиваю процессы и основу командного взаимодействия (через Trello, Excel, корпоративный университет и прочие инструменты), набираю новых людей в команду и ввожу их в проект, наполняю платформу материалами и курсами. Управление командой, выстраивание стратегии, переговоры со спикерами и партнерами, проверка исправности процессов и результатов работы отделов, сверка статистики, поиск, генерация и обсуждение новых идей, проведение командных встреч, аналитика и бенчмаркинг – на пару. Постоянный саппорт и взаимоподдержка, согласование действий и круглосуточные обсуждения – основа, на которой строится вся наша совместная работа. И это приносит хорошие результаты.

 

Преимущество Академии

 

В полной мере запуск Академии пришелся на март 2020 года – когда мы запустили свою образовательную платформу. Мы поставили себе цель предоставить лучшую обучающую площадку, помогающую студентам и молодым специалистам строить успешную карьеру или собственный бизнес. Мы стремимся собрать в одном месте все, что для этого требуется – от практических мастер-классов и наставничества экспертов, до системы образовательных курсов, позволяющих осваивать новые навыки шаг за шагом. Плюс эта  платформа позволяет коммуницировать с единомышленниками. Именно поэтому Академия Профессиональных Навыков MENTORA – это не просто платформа с обучающими курсами. Это полноценная система для будущих профессионалов, где собраны ресурсы, база знаний и инструменты для развития.

 

У нашего проекта есть четкая цель: мы выбрали для себя узкоспециализированную сферу – обучать студентов построению собственного бизнеса и успешной карьеры. Каждую категорию мы стараемся сделать уникальной, например, в карьере мы разрабатываем систему профессий и навыков: сперва человек проходит курс по получению профессии и затем он углубляет свои знания за счет других курсов, направленных на развитие дополнительных навыков, подходящих под эту профессию. Например, копирайтинг – навык перевода добавляет специалисту дополнительную стоимость на рынке труда, но при этом основным навыком все так же остается копирайт. Для копирайтинга ты изучаешь SEO-оптимизацию, но этот навык также может использоваться для профессии веб-разработчика. Другими словами, система профессии – это такая структура, при которой ты получаешь все новые навыки так долго, как это требуется, что и лежит в основе идеи lifelong learning.

 

Сейчас у нас уже запущена LMS платформа с широким и функционалом: корпоративный университет, вебинарные комнаты, удобные личные кабинеты, внутренняя валюта и многое другое. Наши технологические возможности позволяют проходить обучение в одном месте – не переключаясь между различными сервисами, хранилищами, каналами и мессенджерами. Это удобно. 

 

Хотя платформе всего 2 месяца, мы уже бесплатно привлекли на неё 187 регистраций на 6 пробных мини-курсах, которые успешно прошли 111 человек, среди которых было 15 повторных. Также на платформе уже идет разработка 3 авторских курсов от наших спикеров, 2 партнерских курса с такими экспертами рынка как команда сервиса Tooligram.  

 

Ивент–агентство MENTORA

 

Event-агентство Mentora мы запустили за 2 недели. Всего 2 недели на то, чтобы организовать конференцию для ключевых фигур автобизнеса, собрать воедино и красиво упаковать наш опыт, создать сайт, собрать команду и анонсировать запуск нового направления. Это был потрясающий опыт!

На конференции выступило свыше 7 спикеров, и было зарегистрировано  более 300 крупных игроков автобизнеса (CEO, топ-менеджмент, маркетинг  и продакт специалисты). Это было первое мероприятие, под которое мы сделали свои визитки и впервые оказались на пресс-волле в одном ряду с такими крупными партнерами как Drive.ru, KYB, Gruzdev-analysis. 

 

Лекторий iDeal

 

Академия началась со своего Лектория iDeal. Мы увидели заинтересованных студентов, увидели в этом возможность. Нам нравилось организовывать и проводить мероприятия с приглашенными экспертами – собирать полные аудитории и чувствовать энтузиазм слушателей. Кроме того, мы сами набирались опыта – как заинтересовать слушателей, как построить коммуникацию со спикером, как набрать рекордное количество регистраций и положительных отзывов. 

Сейчас Лекторий iDeal является неотъемлемой частью проекта, академия при этом стала логичным продолжением нашей деятельности и нашего собственного профессионального развития – мы просто решили бросить себе вызов и посмотреть, что из этого получится. 

В настоящий момент мы уже успешно провели более 11 мероприятий со спикерами в формате онлайн и оффлайн. Охват, учитывая наших информационных партнеров, составляет порядка 70 тысяч студентов. Наши мероприятия посетило свыше 5000 студентов, а рекорд наших регистраций составил 700 регистраций за 2 часа.

 

В нашем лектории выступили такие эксперты рынка, как Ксения Петрухина (HR Монэкс трейдинг-компании, объединяющей Starbucks, Victoria's Secret и другие), Александр Вдовенко (ведущий таргетолог России, член команды Tooligram), Евгения Лавроненко (инстаграм-маркетолог Tele2), Иван Денисов (эксперт по нетворкингу) и еще семь спикеров.

 

Сейчас, с появлением платформы, мы можем позволить себе дарить полезные подарки нашим слушателям на каждое выступление – различные шаблоны, конспекты,  мини-курсы по теме выступления и многое другое. Для того, чтобы получить подарок, достаточно просто зарегистрироваться на бесплатное мероприятие Лектория.

 

Каждый понедельник в группе Лектория появляется 30-минутный подкаст с приглашенным экспертом, а каждую неделю в нем проходит онлайн или оффлайн мероприятие от профессионала рынка – по такому расписанию Лекторий начнет работать уже с сентября 2020 года. 

 

Обучение на майноре «Стартап с нуля» 

 

Майнор «Стартап с нуля» оказал большое влияние на проект. Поддержка и полезные советы преподавателей позволили избежать многих ошибок и обратить внимание на самые приоритетные задачи. Майнор позволил структурировать и упорядочить всю информацию и заполнил пробелы в моих знаниях, но что еще более важно – майнор стал идеальной средой для развития своего дела. Нашему проекту он подарил ценные знакомства, партнерские связи и полезные ресурсы. Невероятная атмосфера поддержки и энтузиазма, люди, заряженные энергией – все это мотивировало и вдохновляло на протяжении всего обучения.

 

Очень полезен оказался заключительный этап первого года обучения – а именно подготовка к инвестиционному питчу. Нас научили, из чего должна складываться идеальная презентация для привлечения инвестиций в проект. Подготовка питча подстегнула нас углубиться в расчеты, юнит экономику стартапа, обновить обзор рынка и конкурентов, а также собрать воедино все полученные ранее выводы и достигнутые результаты. Защита проекта перед инвесторами состоялась 10 июня 2020 года и прошла замечательно. Нашей целью не было привлечь инвестиции – на текущем этапе мы справляемся собственными силами – но нам было важно понимать, что мы сможем защитить проект и достойно презентовать результаты 8 месяцев нашей работы. Нам удалось.

 

Знания и навыки стартапера в теории и на практике  

 

Стартапер должен обладать критическим мышлением. Это то, чего на самом деле мне очень не хватало на старте, но к чему меня постепенно приучил Марьян. Подвергать все идеи скепсису, тестировать гипотезы, подвергать проверке свои убеждения и принимать решения лишь на основе цифр и достоверных данных. 

 

«Ты – не репрезентативная выборка» – вот ответ на все аргументы из серии «мне так кажется». Еще предприниматель, который создает стартап, должен обладать навыками коммуникации. Soft skills в тренде – и не просто так. Если ты не можешь наладить контакт с людьми или достойно презентовать результаты своей работы, то вся остальная работа может просто сойти на нет. Без этого будет трудно собрать команду и привлечь партнеров. Сюда же входит и бизнес-этика, и деловой этикет, которым мало кто уделяет должное внимание.

 

Еще я хочу выделить такой навык, как понимание бизнес-процессов. Без понимания того, как и что работает в различных бизнес-моделях, где и как можно монетизировать проект, какие варианты развития возможны и каким процессам стоит отдавать приоритет – будет сложно. Более того, отсутствие такого понимания может заметно тормозить развитие собственного дела и оставлять вас позади более продвинутых и проницательных конкурентов.

 

Планы и карантин

 

Пандемия повлияла на наши бизнес-процессы даже несмотря на то, что стартап и без этого создавался и развивался целиком по удаленной связи. Скайп, трелло, мессенджеры, корпоративный университет – вот наши основные инструменты, которые позволяют оставаться на связи со всей командой, партнерами и оперативно решать все вопросы. К примеру, личных встреч с Марьяном по вопросу проекта у нас было всего четыре-пять, и то в начале осени. Зато регулярные скайп-созвоны и тонны сообщений каждый день – уже стали стилем жизни.

 

Пандемия подарила проекту новые возможности и усилила наш переход в онлайн – мы запустили новые направления, такие как еженедельные подкасты и вебинары, а также стали работать над реализацией TED-направления.  Мы разработали собственную вебинарную комнату, встроенную в интерфейс платформы, и ускорили заполнение базы знаний нашего корпоративного университета.