• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Курс «Техно-стартап» - тоже стартап!

Подошел к концу онлайн-курс «Техно-стартап», созданный при совместном участии детского химического технопарка «Менделеев центр», Высшей Школы Экономики и ФГБУ «Координационный центр МПК по ВТ».  Занятия этого курса были направлены на развитие предпринимательского мышления у школьников, а главной целью было научить их создавать стартапы, в том числе - технологические. Итогом стал финальный питчинг проектов, на котором команды учащихся презентовали свои стартапы. О том, почему они пожертвовали целым месяцем каникул ради этого курса, а также о впечатлениях трекеров курса - студентов НИУ ВШЭ, и автора курса Анны Солодихиной читайте в интервью Громовецкой Анны.

Курс «Техно-стартап» - тоже стартап!

Съедина Полина
Участница курса, Школа №20, Белгород, окончила 10-ый класс

С какой идеей вы пришли в этот проект? Как она изменилась в течение курса?

Изначально я ожидала, что буду реализовывать приложение для отслеживания динамики биполярного аффективного расстройства, но планы поменялись. Моим итоговым проектом стал сайт психологической поддержки, ориентированный в основном на подростков.

В моей жизни произошло несколько событий, которые, складываясь, породили идею этого проекта. Я лично столкнулась с осуждением по признаку, который не зависел от моего выбора. Мне совершенно не с кем было поделиться, а ресурсы, для этого предназначенные, либо не работали, либо работали, но не помогали. Это и многие другие ситуации навело меня на мысль, что если некому помочь мне и моим близким, я сама помогу. В моей голове появилась идея создать ресурс, который в будущем перерос в сайт психологический поддержки для подростков.

Что вам дал этот курс?

Курс стал для меня возможностью продуктивно провести первый месяц лета. Загруженность обычно весьма благотворно влияет на меня, поэтому за этот июнь я сделала больше, чем за целый год. Курс научил меня, в первую очередь, работе в команде (я была ее капитаном), а также помог осознать, что в одиночку все не сделаешь. И хотя я ревностно отношусь к своему проекту и мне тяжело было доверить другим участникам какую-то часть работы,  я благодарна своей команде за вклад в проект. Неожиданным образом «Техно-стартап» превратил меня из асоциального человека в уверенного командного игрока. Кроме того, я поняла, что социальное предпринимательство - это как раз то, чем я бы хотела заниматься в жизни.

Коршик Екатерина
Участница курса, Гимназия №1, Новосибирск, окончила 10-ый класс

Поделитесь впечатлениями от курса. Оправдал ли он ваши ожидания?

Изначально я решила поучаствовать в этом курсе, потому что хотела узнать больше об основах предпринимательства и реализовать собственный проект. По тестированию, которые мы проходили при подаче заявок, уже было понятно, что примерно меня ожидает на курсе. Все это звучало очень круто, но «Техно-стартап» дал мне даже больше, чем я ожидала. С командой мы анализировали конкурентов, тестировали MVP, определяли ценностное предложение и целевую аудиторию. Курс прекрасно структурирован и организован профессионалами своего дела.

Расскажи о своем проекте. Как родилась его идея?

Думаю, поиск идеи начался с моего беспокойства об истощении почв. Я начала изучать эту проблему, читать статьи, и почти в каждой фигурировало слово «гидропоника». Другой вопрос был - что там можно выращивать? Я задумалась о существующих проблемах с недостатком каких-то продуктов, и поняла, что зимой особенно не хватает ягод, которые можно выращивать гидропоническим способом. Так и оформилась идея стартапа, над которым мы работали весь курс.

Поменялось ли твое отношение к предпринимательству после прохождения курса?

Да, предпринимательство стало понятней, в особенности подготовительная работа перед запуском. Кроме того, курс дал много мотивации для продолжения проекта, и, надеюсь, его получится реализовать.

Дуйшеналиев Аким
Участник курса, Школа №627, Москва, окончил 9-ый класс

Почему ты решил подать заявку на курс? Оправдал ли он твои ожидания?

Я решил, что помимо создания определенных продуктов, нужно уметь делать их полезными для других людей. Это и стало моей мотивацией к участию. Курс полностью соответствовал описанию и заставил задуматься о том, что может показаться незначительным, но на самом деле очень важно для реализации проекта.

Расскажи о своем проекте.

Я пришёл на курс с идеей автоматизации в концертной индустрии, так как эта сфера мне очень близка. Позже, чтобы расширить целевую аудиторию, идею пришлось немного изменить. На итоговом питчинге я представлял финальный вариант - автоматизированную систему управления AV-оборудованием.

Хотел бы ты в будущем заниматься предпринимательством?

Да, ведь это одно из самых интересных и продуктивных занятий.

Раенко Татьяна Викторовна
Участница курса, преподаватель школы №1601, Москва

С какой целью вы подавали заявку на участие в курсе «Техно-стартап»? Это была личная инициатива или вы подали заявку по просьбе администрации школы?

Защита учебного проекта станет частью образовательного процесса в школе, поэтому с помощью этого курса мы хотели попробовать такой формат. Это личная инициатива. Я узнала о проекте через промо-материалы в социальных сетях и предложила родителям десяти- и одиннадцатиклассников поучаствовать. В итоге, ученики нашей школы пришли на проект большой командой.

Сложно ли было работать в команде со школьниками? Выстраивалась ли какая-то иерархия или все задания распределялись поровну?

Иерархия отсутствовала, я была не тьютором (так как часть информации была для меня новой), а скорее модератором. На каждом этапе я наблюдала, как может проект в своей миниатюре быть воспроизведен в рамках школы, на что обратить внимание, что предусмотреть заранее.

Как вам кажется, этот курс был полезен для школьников?

О пользе курса для школьников говорить не приходится, это очень важный опыт проживания студенческого режима в плане самостоятельного освоения информации, работы в команде, зачетной системы, организации эффективного тайм менеджмента и многого другого. Сколько интересных идей участники услышали друг от друга, а еще развили навыки эффективной коммуникации, поиска информации, а также научились делегированию полномочий. 

Теоретическая база была подана легко, с привлечением жизненного опыта слушателей. Очень порадовали постоянная интеракция на семинарах, общение на равных, умение слышать детей и уделять их неординарным взглядам должное внимание. Однако могу сказать, что эмоции от участия в проекте более ценные, чем сами знания, поскольку мотивируют вернуться к проекту или поменять свои приоритеты в обучении.

Дарья Кущ
Трекер курса, студентка 3 курса ОП "Реклама и связи с общественностью" в НИУ ВШЭ

Почему ты решила поучаствовать в проекте в качестве трекера?

Мне было очень интересно попробовать себя в роли преподавателя, пообщаться с школьниками и поделиться своим опытом запуска стартапов.

Что дал тебе этот проект?

Во-первых, общение. Благодаря онлайн-формату курса, у нас было очень много участников со всей России (и даже из Казахстана и Узбекистана), ребята из моей команды были замотивированными и инициативными. Впечатления от совместной работы максимально положительные, я горжусь своей командой и их проектом. Уверена, у него огромное будущее.

Во-вторых, я и сама получила знания: благодаря курсу закрепила материал, пройденный на майноре «Стартап с нуля».

Фёдор Сандаков
Трекер, студент 3 курса ОП "Экономика" в НИУ ВШЭ

Почему ты решил стать трекером на этом курсе?

Скажу честно, в первую очередь, мне были нужны кредиты, чтобы повысить средний балл для поступления в магистратуру.

Во-вторых, у меня уже был опыт работы со школьниками в качестве репетитора, но я хотел попробовать себя в роли ментора, наставника или - как в этом проекте - трекера. Задавался вопросом, смогу ли я адаптировать свой стиль общения и быть полезным для участников.

В-третьих, я хотел изучить действительно полезный и приложимый к реальности материал. Я остался недоволен своим университетским курсом про стартапы и хотел пройти более практико ориентированный курс. Благодаря «Техно-стартапу» это получилось.

Сложно ли было общаться с участниками твоей команды, организовывать дискуссии онлайн?

Общаться с участниками было не сложно, сложнее было определиться со временем онлайн-обсуждения. В июне у меня было достаточно загруженное расписание по учебе, но в итоге всегда удавалось подстроиться. Еще момент, который оказался непростым, - когда ребята теряли мотивацию, а ведь это очень важный аспект работы над проектом. В таких ситуациях я старался мотивировать участников через эмоции, и кажется, это получилось.

Что ты можешь сказать об организации курса?

До этого я участвовал в четырех проектах с Ярмарки, и могу с уверенностью сказать, что тут организация была самой лучшей. Я всегда знал, когда дедлайн, где лежат все материалы, к кому обратиться с вопросом. Точно буду использовать этот опыт в собственных проектах в будущем!

Изменилось ли твое отношение к предпринимательству?

Нет, оно и до курса было очень положительным. Тем не менее, я стал больше понимать структуру предпринимательства, то есть как оно устроено и как именно работает.

Анна Солодихина
Автор курса, преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, программный директор международного технологического фестиваля Digital Wave, руководитель проектов в сфере робототехники ФГБУ «Координационный центр МПК по ВТ» при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, редактор журнала «Вестник Цифровой экономики»

Для чего был создан этот онлайн-курс?

Можно выделить две основные цели - образовательную и исследовательскую. Если с первой все достаточно очевидно и понятно, то со второй дела обстоят интереснее. Курс «Техно-стартап» является новаторским и абсолютно экспериментальным. В каком-то роде он и сам является стартапом: такой формат мы еще никогда не тестировали и нам предстояло проверить множество гипотез. Для этого учащиеся постоянно проходили тестирования и опросы, по результатам которых мы провели исследование и узнали, насколько изменилось мышление после прохождения курса как у школьников, так и у студентов, занимающих роли от пиар-менеджеров до трекеров. Пока данные находятся в обработке, но по секрету скажу, что даже невооруженным глазом виден положительный эффект, а значит курс прошел не зря!

Что вы можете сказать о финальных проектах ребят?

Итоговые проекты оказались очень сильными и складывалось впечатление, что они сделаны не за 4 недели, а было потрачено минимум несколько месяцев на проработку каждого аспекта! При этом все проекты были актуальными, а некоторые даже решали острые социальные проблемы! Серьезную подготовку также отметили члены жюри.

Какие особенности этого курса вы можете выделить?

Особенностей, конечно, не мало. Если бы у нас был просто онлайн-курс, то организация была бы простой. Но мы решили сделать командную работу, чтобы учащиеся смогли прорабатывать совместные проекты и приобретать реальный опыт и компетенции. Однако не так просто объединить абсолютно незнакомых друг другу людей из разных городов и даже стран, да и с технической точки зрения оказалось не так легко организовать удаленное взаимодействие. Тем не менее, мы старались моментально реагировать, исправлять недостатки и постоянно улучшать курс, за что отдельное спасибо всей команде и обучающимся!

Непредвиденной проблемой оказалось то, что родители некоторых участников забирали их на летние каникулы за город, где нет доступа к интернету, в связи с чем они были вынуждены оставить обучение на курсе. Другой, но уже приятной, неожиданностью для меня оказалось то, как быстро ребята усваивают материал! Я даже не подозревала, сколько всего могут знать столь юные участники! С ними было очень интересно работать, и я сама узнавала от них много нового. Хочу пожелать им оставаться такими же любознательными, развивать свою предпринимательскую хватку, всегда учиться и развиваться, не бояться нового и шагать навстречу неизведанному!