• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Инновационный спецназ»

Мы запускаем новую рубрику под названием «Инновационный спецназ», в которой будем публиковать интервью с выпускниками Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. И первый герой – Владимир Болдырев, научный сотрудник ООО «НИИгазэкономика», в прошлом году окончил магистерскую программу «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании».

«Инновационный спецназ»

Выбор направления

Основная сфера моей деятельности непосредственно и привела меня в магистратуру: методологическое обеспечение управления инновационной деятельностью.

Я проходил повышение квалификации в ВШЭ, чтобы обобщить свои знания по инноватике, и в итоге понял, что нужно подтягивать и навыки. И была потребность после первого высшего образования, технического (МГТУ им. Н.Э. Баумана), получить экономическое. 

Если честно, особых ожиданий и планов у меня не было, так как считал, что уже «всё знаю». Но это оказалось конечно же не так.

Поступление как вызов

Самым трудным было решиться провести следующие 2 года в среде более молодых ребят, а не на работе за проектами – это был основной вызов. Теперь уже очевидно, что в итоге я сэкономил время, совершив массу ошибок в ходе обучения, а не в реальных проектах.

Также запомнился ответ на мой вопрос при поступлении: «могу ли я попробовать сделать проект в команде» - «да, приходите и экспериментируйте, для этого мы и запустили программу». Это был лучший совет для меня на тот момент, поскольку возможностей для экспериментов и проверки своих гипотез в ВШЭ значительно больше, чем в любой, даже крупной компании.

Процесс обучения

ВШЭ – это полноценный университет европейского типа, насколько я могу сравнивать с университетами Германии, Италии, Израиля. Ты попадаешь в большую корпорацию с очень открытой культурой.

Во время учёбы удивила больше всего открытость всех: и студентов, и преподавателей, и сотрудников кафедры, приглашенных спикеров и лекторов. А также сильное разнообразие бэкграунда одногруппников: от исследователей, инженеров, сотрудников больших компаний, владельцев малого бизнеса, до бакалавров с другого конца России или из зарубежья. 

Особенностью обучения является практико-ориентированный подход, большая часть заданий – совместные проекты. Поэтому сложностью в самом начале была непрерывная групповая работа – практически на каждом занятии. И самое неожиданное – это была работа в постоянно меняющихся группах.

Я с самого начала выполнял все задания с проекцией на топливно-энергетический сектор. Что в итоге помогло выбрать тему для диссертации и насытить ее интересным материалом: от философии до коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, от стратегического анализа до глубинных интервью. Но я не делал больших публикаций на эти темы. Поэтому я бы писал намного больше статей, совместных, прежде всего. Вот это точно стоило бы поправить. 

В ходе обучения накапливается масса полезных идей и наработок, которые необходимо реализовывать в виде реального результата – статей, публикаций, гипотез, требующих проверки, участия в акселерационных программах, выступлений на конференциях. Без реализации этот урожай теряет свою актуальность, портится.

Онлайн, офлайн и карантин

Это второе образование для меня, и я не сомневаюсь, что классическое университетское образование невозможно чем-либо заменить. Даже в эпоху ревущей цифровизации.

Офлайн для инновационной сферы, где всё меняется на лету, это самая важная составляющая. В реальном общении, в конкурентных условиях, командных проектах, спорах и дискурсах вы получаете ту информацию, которая либо не будет никогда оцифрована, либо это случится много позже вашего выпуска.

Онлайн отлично подошёл для части курсов: лекционный материал, конференции, тестирование. 

Однако, когда вы защищаете проект перед комиссией, вы не чувствуете особой разницы между онлайн и офлайн работой.

Карантин 2020 года в целом сказался, как отягощающий фактор при написании выпускной работы, так как планировалось много оффлайн работы, прежде всего в профессиональной среде. Но в целом на процессе обучения карантин заметно не сказался. Даже наоборот, сэкономил время на физические перемещения на лекции. 

Личного общения не хватало в любом случае.

Крепкая теория и «дикая практика»

Выделять какие-то курсы программы как самые важные – не совсем корректно.

Вся ценность обучения в очень живой связи между крепкой теорией и «дикой» практикой.

Каждый предмет либо напрямую был связан с другими, либо являлся важной составляющей общей картины инновационной системы, которую надо научиться видеть целиком.

Поэтому стоит отметить широту направлений и интеграцию всех этапов инновационного цикла – это важная особенность инновационной сферы. Я бы обобщил и выстроил предметы курса по уровню зрелости инновационного процесса следующим образом:

  1. Теоретическая инноватика, философия науки и техники, научная работа;
  2. Поиск и генерация идей, проверка гипотез;
  3. Стратегическое управление, маркетинг инноваций, цифровая экономика;
  4. Проектное управление, финансовый анализ, организационное проектирование (в том числе стартапа);
  5. Защита интеллектуальной собственности, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, слияния и поглощения.

Все эти этапы необходимо учитывать, вне зависимости от того, на каком из них в данный момент вы находитесь.

Из забавных историй можно вспомнить командную работу в симуляторе реальной компании на рынке дронов и экшн-камер. Перед каждым ходом мы «анализировали» рынок, делали корректировки стратегии компании, и после завершения хода каждый раз оказывалось, что мы только сильнее запутываемся. Когда мы всё-таки снизошли до чтения мануала и разобрались, одногруппники нас недостижимо обогнали.

«Учиться, чтобы взгляд на инновационную сферу оставался ясным» 

Будучи вовлеченным в инновационную деятельность в корпоративном секторе, большой ценностью была возможность детально познакомиться с тем, как инновационная деятельность организована в стартапах, институтах развития, в других областях экономики, в самом университете. 

Поэтому, взгляды скорее не менялись, а сильно расширялся кругозор и охват. Зато поменялось отношение к обучению – теперь придётся регулярно учиться, чтобы взгляд на инновационную сферу оставался ясным. 

«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория» - основной тезис обучения, наверное.

Профессионально для меня ничего не изменилось – позиция научного сотрудника имеет крайне широкие рамки, границами которых вы сами и являетесь. 

Однако, даже в ходе обучения очень полезно примерить другие роли и оценить свой потенциал на рынке. Это даёт сильную мотивацию развиваться дальше, в том числе в направлении корпоративного управления.

Нетворкинг в инновациях

Поддержание как отношений, так и просто деловых контактов в своей сфере – это часть работы, сама суть профессиональной инновационной деятельности. В ВШЭ – это еще и важная часть процесса обучения. Курсы выстроены таким образом, что отлично выполнить все задачи без кооперации и организации совместной работы, в том числе без вовлечения специалистов извне, практически невозможно. 

В молодой (но окрепшей) для РФ сфере инновационной деятельности, приобретающей яркие очертания в корпорациях, все участники очень открыты. Инновационная деятельность развивается только благодаря взаимопомощи и поддержке, часто идя практически против течения и сопротивления в смежных видах деятельности. 

Пока что инновационная деятельность не является высококонкурентной сама по себе, а конкурирует за долю в смежных сферах деятельности. В ней не так много профессиональных специалистов, по сравнению с традиционными сферами: чаще всего это активные представители сервисов поддержки инновационных проектов, институтов развития, консалтинга, высококлассные технические специалисты, руководители проектов, визионеры, учёные, чиновники, преподаватели, трекеры, менторы, инвесторы, психологи, шаманы. Мир инноваций неожиданно разнообразен. И это его специфика.

«Участие в коммуникативных мероприятиях – я считаю самым важным процессом вообще в инновационной сфере»

Необходимо регулярно проверять свои знания и свою позицию «на живых людях». Я активно участвую в среднем в году в 5-10 крупных российских мероприятиях оффлайн и в десятках мероприятий онлайн. Конечно, в 2020 году вся активность мгновенно перешла в онлайн. 

Из важных мероприятий стоит выделить: форум «Открытые инновации», «Петербургский международный инновационный форум», «Петербургский международный экономический форум», конгресс МГУ «Инновационная практика: наука плюс бизнес», форум «Глобальное технологическое лидерство», «Апрельская конференция» ВШЭ, многочисленные мероприятия РВК, НТИ, ФРИИ, заседания и конференции президиума РАН, университетов, ведущих промышленных компаний, институтов развития, сервисных компаний в сфере поддержки инновационных проектов. 

Я мониторю постфактум порядка сотни мероприятий, через презентации, отчеты, публикации, экспертные мнения.

Это работа, которую за вас никто не сделает, даже если вы руководитель крупного подразделения.