• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Университет — это не стены, а экспертность, знания и научно-методический комплекс"

Максим Цатурян, экономический советник в Фонде содействия инновациям (группа ВЭБ.РФ), более известного как “Фонд Бортника”, рассказал о своем опыте в сфере инноваций в рубрике “Инновационный спецназ”.

"Университет — это не стены, а экспертность, знания и научно-методический комплекс"

От науки к инновациям

Так сложилось, что вся моя профессиональная деятельность еще до поступления на программу была связана с инновациями. В студенчестве я активно занимался прикладной наукой, позже был основателем и руководителем небольшого малого инновационного предприятия.

Выбрал данное направление по нескольким причинам. Прежде всего, мне не хватало базовых знаний в сфере технологического предпринимательства, трансфера технологий и инновационной сферы в целом. Также, в определенный момент я почувствовал, что хочу немного скорректировать свою деятельность, скорректировав свою карьерную траекторию в сферу венчурного финансирования. Помимо получения знаний, я рассчитывал использовать предоставленные возможности (прежде всего, нетворкинг) для своего профессионального и карьерного развития, что достаточно логично для специалиста, начинающего свой путь в данной сфере.

Удивил подход к обучению в целом. “Вышка” дает много свободы: обучение строится на доверительном диалоге преподавателя и студента, что стимулирует самостоятельное мышление и широкий взгляд на весь спектр рассматриваемых проблем. Специфика работы в инновациях заключается в том, что мы должны быть специалистами действительно широкого профиля: помимо достаточно глубоких знаний в финансах, менеджменте, юриспруденции, маркетинге, также важно иметь глубокие знания в предметной области деятельности. Иногда мне кажется, что для нас не существует знаний, которые не были бы важны в работе. 

По итогам обучения я сделал вывод, что сфера инноваций развивается так стремительно, что не существует универсальных моделей, которые позволят добиться успеха даже в, казалось бы, схожих условиях. Каждый кейс в данной сфере является уникальным, и принять верное решение возможно, лишь приняв во внимание огромное количество факторов и оценив риски. Сфера инноваций в России имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой экономики, корпоративной культурой и уровнем развития финансовых рынков, что, зачастую, делает невозможным применение тех инструментов и моделей, которые были успешно применены в других странах. С другой стороны, при правильном использовании сильных сторон, страновая специфика открывает и ряд возможностей для развития отдельных направлений. Важно видеть открывающиеся возможности и своевременно их использовать.


Университет — это не стены

Очевидно, что университет — это не стены, а экспертность, знания и научно-методический комплекс, который позволяет студентам получать максимально полное представление об рассматриваемой области знаний. Каждый факультет (институт) в университете, как часть единой структуры, вносит свой вклад в процесс познания мира и позволяет получить целостное представление о природе вещей. Само слово “университет” указывает на всеобъемлемость и общность, что невозможно получить на онлайн-курсах и тренингах. При этом стоит отметить, что сфера дополнительного образования эффективно дополняет образование, а не заменяет базовое университетское образование. Не стоит их противопоставлять.

Если бы сейчас начал обучение снова, возможно, активнее бы использовал общеуниверситетские возможности по академической мобильности. В целом, я доволен своим КПД в процессе обучения.


Сила нетворкинга

Действительно, инновационное сообщество в России достаточно дружное и, зачастую, большинство членов нашей гильдии друг друга знают и стараются друг друга поддерживать.

Безусловно, участие в конференциях и семинарах — важная часть нашей профессиональной деятельности. Обязательно участвую в ежегодных форумах наших партнеров, наиболее важный из которых — “Открытые инновации”. В целом, всегда открыт для участия в полезных и важных мероприятиях. Последний год показал, что мы можем эффективно коммуницировать и посредством удаленных средств связи, но мы рассчитываем, что в скором времени сможем вернуться к традиционному формату встреч, который всё-таки зачастую эффективнее для решения некоторых задач, особенно в нашей сфере.


Пожелания будущим студентам-инноваторам

Будущим студентам хочу пожелать уверенности в собственных силах, большого желания и энтузиазма в обучении, а также постоянного развития в своей профессиональной области.