• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

© Высшая школа экономики

В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.

25 консультантов на четыре кампуса НИУ ВШЭ в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде: так выглядит набор цифрового «десанта» университета. Его задача — помочь коллегам в освоении и использовании диджитал-инструментов в офлайне и онлайне, а также в адаптации традиционных методик преподавания к дистанту. К своей работе консультанты приступили в начале мая. Но перед этим все прошли отбор. Члены Экспертного комитета оценивали, какие технологии дистанционного обучения используют кандидаты, каким образом они предлагают выстраивать консультационную работу, а также насколько эффективна их деятельность в цифре.

Подать заявку на участие в проекте можно было двумя способами: самостоятельно либо через выдвижение кандидатуры от подразделения, которое нуждается в постоянной поддержке консультантов.

Старший преподаватель кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Наталья Шитова признается, что в ее случае сработали оба варианта: «Как только я увидела письмо от организаторов о проекте, мне стало интересно. Предложение было очень созвучно моей деятельности, опыту и желанию быть в сообществе коллег, заинтересованных в развитии навыков преподавания в цифровой среде. Мое решение участвовать в проекте совпало с рекомендацией родного факультета права Нижегородского кампуса, что давно и с вниманием интересуюсь методиками преподавания и информационными инструментами».

Наталья Шитова

Наталья Шитова рассказывает, что цифровые инструменты сопровождают ее с самого первого дня работы в Вышке в 2010 году, и их арсенал постоянно обновляется. Сначала преподаватель использовала LMS eFront для хранения данных, проведения тестов, сбора письменных работ, затем стала активно применять опросные формы (Google Формы, Microsoft Forms) и электронные таблицы (Microsoft Excel (Online), Google Таблицы).

«Помимо этого, формировался багаж знаний об иных имеющихся инструментах. Различные семинары, курсы повышения квалификации, в том числе в ВШЭ, давали представление о том, что мир информационных инструментов для преподавания огромен. Но собственная практика применения была ограничена», — говорит Наталья Шитова.

Благодаря переходу в онлайн в 2020 году Наталья начала активно преобразовывать пассивные знания в практические компетенции, потому что «дистанционный формат требовал иного подхода к выстраиванию коммуникации "преподаватель — студент"».

Моими инструментами стали Zoom, Microsoft Teams, Mentimeter. Именно они дали возможность поддержать коммуникацию со студентами в условиях тотального онлайна, проводить групповую работу на онлайн-занятиях и добавить в них еще больше интерактива

Наталья отмечает, что время для старта проекта — очень удачное. Ведь спустя год после тотального перехода в онлайн у преподавателей наконец появилось время на осмысление происходящего: «Возникают мысли и идеи о том, как можно сделать лучше преподавание в дистанционном или смешанном формате. Также многие в Сети отмечали, что переход в онлайн подстегнул формирование преподавательских сообществ. Думаю, что проект "Консультанты по преподаванию в цифровой среде" — проявление этого тренда. Проекту только дан старт, но уже могу сказать, что теперь я в ряду лучших — тех, кто хочет и может делиться своим опытом».

Мария Лытаева, член Ученого совета НИУ ВШЭ, член Экспертного комитета проекта

Мария Лытаева, член Ученого совета НИУ ВШЭ, член Экспертного комитета проекта

Последний учебный год поставил перед всеми преподавателями задачу научиться проводить занятия онлайн. Первые месяцы мы полагали, что это ненадолго, что вскоре мы вернемся в аудитории, но наши надежды не только не оправдались, мы до сих пор не понимаем, как долго продлится эта ситуация неопределенности. Но любые, даже самые непростые, нетривиальные и необычные педагогические условия, таят в себе не только риски, но и возможности. Помочь найти плюсы в онлайн-преподавании, справиться с трудностями, повысить эффективность дистанционных занятий призваны консультанты по преподаванию в цифровой среде, программу по поддержке которых запустил проект «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Эта программа сейчас чрезвычайно важна, нам нужна поддержка и совет для решения мелких и крупных проблем. Мы получили множество заявок от коллег, и главное впечатление — все готовы делиться своим опытом, по разным вопросам и в самых разных аудиториях. Практически в каждом подразделении появятся специалисты, которые помогут освоить цифровые инструменты, подскажут, как организовать групповую работу онлайн и даже как спроектировать целостный онлайн-курс. В перспективе это не только повысит качество преподавания, но и улучшит атмосферу в профессиональном сообществе.

Задолго до пандемии с целью разнообразить пары и сделать их более запоминающимися и интересными начала использовать цифровые инструменты и старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ — Москва Анна Солодихина. Специализированные сервисы и программы для проведения интерактивных квизов и викторин (Kahoot), опросов и тестирований (Socrative и OnlineTestPad), сбора обратной связи (Menti и Google Forms) — неполный список из диджитал-арсенала преподавательницы. Однако 2020 год показал, что не все из этого можно использовать в дистанционном обучении.

«Так как практика на моих курсах имеет основополагающее значение, поиск способов переноса учебных игр и других нестандартных методов обучения в онлайн оказался самой животрепещущей проблемой, — делится Анна Солодихина. — Поэтому пришлось досконально изучать представленное на рынке ПО и искать способы адаптации занятий под возможности существующих сервисов. Так вышло, что за время апробации и экспериментов в преподавании также родились идеи новых форматов, которые удалось опробовать в экспериментальном режиме и скорректировать. Например, „экспертное ток-шоу“». Также из-за дефицита визуального контакта преподавательница решила использовать led-доску, которая позволяет имитировать традиционную работу на доске в аудитории, и при этом не поворачиваться спиной к слушателям.

Анна Солодихина
© Высшая школа экономики

Спустя время опросы студентов показали, что им понравились методы и приемы работы преподавателя, а уровень знаний относительно офлайн-занятий по некоторым темам даже стал выше.

Еще студенты отметили, что не все преподаватели используют технические возможности для разнообразия занятий. На курсах повышения квалификации некоторые коллеги сообщали, что при дистанционном преподавании они ограничиваются чтением лекций «в экран», поскольку не знают о других способах донести информацию до студентов

Поэтому Анна решила поделиться с коллегами своими находками. Ее поддержала и кафедра менеджмента инноваций. Первые впечатления от проекта крайне положительные, признается преподаватель, и добавляет, что и сама надеется перенять опыт опытных коллег.

Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ

Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ

Сейчас мы выходим из тотального дистанта с новым и очень внушительным багажом знаний, переосмыслив многие аспекты традиционного преподавания.

Создание проекта «Консультанты по преподаванию в цифровой среде» суммировало опыт, который получили преподаватели в период пандемии. У всех нас уже было достаточно времени, чтобы проанализировать и обобщить этот опыт, увидеть первые результаты, зоны риска и роста. Но по-прежнему актуальна потребность развивать навыки эффективного использования цифровых инструментов, умение правильно встраивать их в структуру курса, адаптировать материал и подбирать наиболее подходящую стратегию взаимодействия со студентами в онлайн-среде или в смешанном формате. Помогать развивать эти навыки и умения всем преподавателям НИУ ВШЭ будут консультанты по преподаванию в цифровой среде — коллеги, которые обладают внушительным опытом преподавания «в цифре» и серьезно продвинулись в методиках организации и проведения онлайн-занятий.

Расписание консультантов по преподаванию в цифровой среде