• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Стохастическое моделирование в экономике и финансах»

Александр Шемендюк: «Один из самых первых вопросов, который нужно себе задать: «Зачем мне нужна эта магистратура?»

Студент программы "Статистическое моделирование и актуарные расчёты" делится впечатлениями об учёбе на программе.

1.  О себе
Всем привет! Меня зовут Александр Шемендюк. Я студент магистерской программы «Статистическое моделирование и актуарные расчеты» на факультете экономических наук (ФЭН) НИУ ВШЭ, на данный момент (20.07.18) закончил 1-ый курс. До этого окончил бакалавриат с красным дипломом: «Прикладная математика и информатика» на факультете компьютерных наук (ФКН). Родился и вырос в Риге (Латвия), поступил в Вышку по межправительственному соглашению.

Получается, я уже почти 5 лет в Москве… За это время я накопил некоторый опыт в учебе, научной работе, познакомился с огромным количеством профессоров и такими же студентами, как и я. К примеру, во время учебы в бакалавриате, я успел выступить с докладами на 7 научных конференциях (большинство из которых – всероссийские, в магистратуре участвовал в международных); на 3 курсе начал работать учебным ассистентом у преподавателей (об этом подробнее далее); и самое главное – закрыл 16 сессий (и еще 4 в магистратуре). За последний год я был номинирован на премию «Серебряный птенец», участвовал в заседании ученого совета факультета экономических наук, предлагал идеи по улучшению моей образовательно программы и… чем я только не занимался :)
Меня можно найти в

VKontakte: https://vk.com/alexander_shem

Facebook: https://www.facebook.com/aleksandrshem

Instagram: https://www.instagram.com/alexander_shem/ @alexander_shem
2.  Обучение в магистратуре – зачем это надо
Один из самых первых вопросов, который нужно себе задать: «Зачем мне нужна эта магистратура?». Ну правда, неужели она Вам так важна? Этот вопрос имеет больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Много моих знакомых (в том числе и друзей) не имели четкого ответа на этот вопрос. Кто-то обещал родителям (бабушкам, дедушкам, своему котику…) закончить магистратуру и принести домой еще один диплом; кто-то видел в этом логичное продолжение учебы после бакалавриата (почему эта система до сих пор сидит в головах людей?); кто-то хотел еще пожить в общаге, чтобы появилось время найти квартиру для съема; а можно учиться, чтобы не идти в армию (вариант для парней).

Как видите, не все эти причины порождены Вашими личными желаниями и намерениями. Возможно, кто-то хочет открыть своё кафе, а вместо этого поступает в магистратуру и просиживает очередной год на парах. Должна быть причина (а лучше несколько), чтобы связать свою жизнь с университетом еще на 2 года.

Когда Вы, наконец, можете сформулировать ответ на «Зачем мне нужна эта магистратура?», предлагаю еще пару вопросов, которые помогу с выбором направления и заставят задуматься – честный ли ответ Вы дали на прошлый вопрос :)
  • Я закончил/а «такую-то программу». Куда я теперь могу идти учиться дальше? Это вполне разумный вопрос, чтобы ограничить круг выбора программ. Например, если студент закончил факультет экономики и идет на маркетинг, то тут всё в порядке; закончил прикладную математику и пошел на экономику – добро пожаловать; но, если студент закончил социологию, а хочет идти на филологию – тут могут появиться вопросы (а само поступление точно будет не из легких). Конечно, никто не говорит, что ему туда не попасть (было бы желание и воля), но надо быть готовым, что это вызовет некоторый скепсис и нужно будет готовиться к новому для себя направлению обучения.
  • Какие рекомендации я могу получить? Здесь имеется в виду, какие рекомендательные письма и от кого (это самое важное) Вы можете получить. Возможно, в бакалавриате Вы работали с известным (или не очень – не важно) преподавателем и теперь он может рекомендовать Вас к поступлению на определенную программу. А, может, у Вас уже есть опыт работы (например, в банке, консалтинге, вставить_свой_вариант) и Ваш начальник может что-то написать. Это тот пункт, в котором не бывает плохих рекомендаций. Поверьте, лучше будет что-то, чем вообще ничего.
  • Что я получу, пока буду учиться в магистратуре? Это один из вопросов, на который хорошо бы уметь отвечать без промедления. Ведь если Вы ничего не получаете от этого процесса, то, возможно, оно Вам не надо? Ответы не обязаны быть чем-то материальным. Например, пока Вы учитесь, у Вас будет общежитие; можно из интереса исследовать новую научную область или продолжить изучать старую; новые знакомства в университете (преподаватели, студенты, научные сотрудники); появится возможность обучения за границей (подробнее будет далее); можно найти предложения по работе и т.д.
  • Что я потеряю, пока буду учиться в магистратуре? Еще два года своей жизни (шучу). Бывают не только плюсы от принятых решений, правда? Возможно, за эти два года Вы могли бы уже подняться по карьерной лестнице до приличной зарплаты и зачем тогда эта учеба? В этом моменте есть нюанс: если Вы совмещаете работу с учебой, то чаще всего работодатель не будет повышать Вас или давать действительно интересные проекты, поскольку у Вас нет на это времени – вместо работы Вы учитесь (а вместо учебы – работаете). А пока у Вас нет диплома (уже магистерского), повышения Вам не видать. Может получиться такой замкнутый круг – учусь, чтобы работать (повышение, зарплата, прочее), и работаю, чтобы учиться (жить то на что-то надо). Так вот бывает, что для успешной работы не нужно специально идти учиться дальше, даже если Вас к этому сильно подталкивают и запугивают отсутствием карьерного роста без еще одного диплома. Стоит серьезно отнестись к этому вопросу. Возможно, это не единственное, что Вы теряете?
  • А как поступают мои друзья? В один прекрасный момент именно этот вопрос обязательно всплывет в Вашей голове. Рекомендую отнестись к нему очень осторожно. Друзья – это замечательно, но помните главное: у них своя жизнь, у Вас своя. Если хороший друг / подруга поступают на лингвистику, а в душе Вы – экономист, то Вам там делать нечего (это только пример, исключения возможны 😊)! Я бы советовал учитывать то, что делают Ваши друзья (куда поступают, каким образом подают документы, где при этом буду жить и пр.), но принимать решения исходя из своих возможностей и потребностей. Друзья никуда не денутся :) А вот будет ли Вам интересно и комфортно в новой среде – зависит от ВАШИХ действий!

Фото с Всероссийского конгресса молодых ученых, г. Санкт-Петербург, апрель 2016

Фото со школы «Междисциплинарный анализ социально-экономических процессов» (МАСЭП), Крым, июль 2016

Фото со Всероссийской научной конференции «Теоретические основы и конструирование численных алгоритмов для решения задач математической физики», посвященная памяти К.И.Бабенко, Дюрсо, сентябрь 2016

Общее фото со Всероссийской научной конференции «Теоретические основы и конструирование численных алгоритмов для решения задач математической физики», посвященная памяти К.И.Бабенко, Дюрсо, сентябрь 2016
Фото с “International Conference on Computer Simulations in Physics and beyond”, Москва, октябрь 2017. Источник: https://miem.hse.ru/news/211129655.html

Фото с Шестой Международной Китайско-Российской конференции по Численной Алгебре и приложениям (CRCNAA), Москва, 2017. Источник: https://miem.hse.ru/news/208997807.html

3.  Учебный офис – Ваш друг
Буквально с первых дней Вам придется познакомится с Учебным Офисом (УО). Как правило, это несколько сотрудников, которые отдельно занимаются составлением расписания занятий, выдачей справок (об учебе в универе, выписка оценок, и т.д.), отвечают на организационные вопросы и прочее. Короче говоря, они много за что отвечают, и, если у Вас появится вопрос или проблема, они будут одними из первых, к кому стоит обратиться.

Любая учебная деятельность проходит через УО: начиная от выбора курсов на новый семестр и заканчивая не явившемся на пару преподавателем (все мы люди – можно опоздать, задержаться, такое бывает). Мой совет – подружиться с учебным офисом. Как минимум, не стоит их игнорировать (особенно, если Вам посылают письма или звонят) и провоцировать на конфликты. Понятно, что Вам от этого лучше не станет (вообще, конфликт с любым человеком не приводит к решению проблемы), а Ваш вопрос от этого не обязательно будет решен. Всегда наилучшая стратегия – медленно и доступно объяснить ситуацию и попросить помощи или совета в её решении. Проверено, работает отлично! 😊

4.  Наладить контакты с преподавателями

Помимо общения с учебным офисом, Вы будете контактировать с преподавателями. Я бы советовал иметь с ними хорошие отношения, но это очень сильно зависит от факультета и от самих людей. Например, на моем родном ФКН нас было 70-80 студентов на втором курсе (примерно, я уже точно не помню), что считается небольшим числом для бакалавриата, поэтому с преподавателями у нас были более тесные и хорошие отношения – большинство студентов они знали по именам и фамилиям, легко оставались после лекций / семинаров для уточнения пройденного материала, иногда просто можно было пообщаться… Сейчас, учась на ФЭН, атмосфера совсем другая. Факультет очень большой, поэтому для управления необходима дисциплина и более строгий контроль – консультации только в специальное время, по предварительной договоренности, вопросы во время перерыва задавать нельзя… Конечно, это не значит, что так всегда и с каждым преподавателем. Просто конкретно на ФЭН можно с таким столкнуться, и это нормально.

В любом случае, всегда выгодно иметь хорошие отношения с преподавателями. Может возникнуть ситуация, что Вы уезжаете на период экзамена, а на пересдачу Вам не хочется. Тогда было бы хорошо договориться с преподавателем провести экзамен в другой день, или другое время, или вообще будет другой вариант. Конечно, это можно сделать и увидев преподавателя в первый раз, но в первом случае это будет сделать намного проще.

Другой пример может быть с неудобным расписанием чего-либо (экзамен, лекция, семинар). Тоже можно договориться с преподавателем на другое время. Конечно, после этого надо еще согласовать Ваше решение с учебным офисом, но с ними у нас уже хорошие отношения 😊

Для таких случаев в группе существует староста – ответственный студент, который взял на себя труд договариваться со всем университетом ради интересов своих любимых одногруппников. Собственно, я был старостой своей группы в бакалавриате примерно 3,5 года и это было круто. Порой я чувствовал, что могу решить любой вопрос и договориться на самый лучший вариант для своей группы. Потом в магистратуре я снова стал старостой :D В любом случае, не обязательно иметь хорошие отношения со всеми преподавателями, но тогда у Вас должен быть человек, который в трудную минуту сможет решить с ними любой вопрос.

Поскольку я был старостой своей группы почти во всем бакалавриате, я часто общался с преподавателями и учебным офисом. Они были очень хорошего мнения обо мне, и осенью 2017 года номинировали меня на премию «Серебряный птенец» в рамках конкурса «Золотая Вышка».  Эта премия выдается раз в год, о Вас можно будет почитать на сайте ВШЭ, Вы получите повышение к своей стипендии, да и вообще это достаточно светское мероприятие, советую посетить. Правда, я не получил эту премию, но, все равно, это приятный опыт.

Фото с «Золотая Вышка» 2017, источник: https://www.hse.ru/news/life/212577363.html

5.  Учебный Ассистент у преподавателя

Один из возможных заработков, который может себе позволить неработающий студент – стать Учебным Ассистентом (УА) у преподавателя. Основная идея – студенты должны делать домашки, их много, а преподаватель один, поэтому нужен кто-то (УА), кто эти работы будет проверять. Часто, в обязанности УА входит больше дел (ведение электронной таблицы, помощь в проведении экзамена, консультирование студентов и т.п.), но они обговариваются с преподавателем.

Самый надежный вариант найти преподавателя, чтобы стать его ассистентом – обратиться лично к нему. Можно поинтересоваться у лектора / семинариста, ведёт ли он пары у младших курсов, нужен ли ему ассистент на следующее полугодие (а может, ассистент нужен прямо сейчас?). Конечно, он / она не обязаны сразу говорить «да». Преподаватель должен быть как минимум с Вами знаком, или кто-то должен Вас рекомендовать. Всё-таки, нужно убедиться, что ассистент знает предмет, на который он идет. Бывает, преподаватель сам ищет УА, и тогда можно заявить о себе.

Как правило, оплата работы проводится два раза в год – в конце декабря (за первое полугодие) и в конце июня (за второе полугодие). Сумма в районе 25 000 р. за ~4 месяца, на мой взгляд, символическая (по меркам студента магистратуры), но это достаточно хороший вариант, если у Вас не высокая загруженность.

6.  Повышенная стипендия

О чудо, она существует!

А если серьезно, то Повышенная Государственная Академическая Стипендия (ПГАС) – это вполне хороший бонус к финансам любого студента. Её можно получить за достижения в различных областях: наука, учеба, общественная деятельность, спорт (вроде, ничего не забыл). Повышенную стипендию получают не все. Два раза в год (начало июня и начало декабря) проводится конкурс среди студентов на следующие 6 месяцев, в течение которых и выплачиваются деньги. Заявка на конкурс подается через систему LMS (с которой, к этому времени, уже хорошо бы познакомиться). Лично я выигрывал конкурс на ПГАС по науке несколько раз, поэтому могу рассказать только про это направление.
Необходимо собрать все документы, что можно, но только по одному направлению. В моем случае, это были публикации в сборниках тезисов (после выступлений на конференциях), справка об участии в научно-учебной группе, публикации в журналах, еще что-то… Каждый документ (вроде, такая схема действует по всем направлениям) имеет свой вес – количество баллов. Есть специальная таблица, из которой можно узнать, например, что публикация в сборнике тезисов какой-нибудь простенькой конференции принесет в копилку 4 балла. Разумеется, чем больше баллов соберешь, тем выше шанс получить ПГАС, а может и более высокую степень стипендии: по науке раньше (а может и сейчас) были 3 уровня стипендии: 10 000 р./мес., 20 000 р./мес., 30 000 р./мес. Правда, последний уровень получали всего пара человек… но тоже круто 😊

Все документы надо подгрузить в систему LMS, прикрепить их к заявке в нужное время и ждать. Самое главное – даже если ты очень крут (в одном из этих направлений), нужно приложить некоторые усилия, чтобы получить повышенную стипендию. Просто так с неба эти деньги не свалятся.

7.  Весенний Бал Эконома
Весенний Бал Эконома – пожалуй, одно из самых запоминающихся и роскошных мероприятий для студентов, которое можно посетить во время обучения в ВШЭ. Каждый год студсовет факультета экономических наук организует бал для студентов ВШЭ. Кавалеры в строгих костюмах, дамы в роскошных платьях, атмосфера торжества и престижа, танцы. Мероприятие очень красивое и завораживающее. Кстати, пригласить на танец можно любую даму 😉

Проходит бал весной, примерно в апреле. Заявку на участие надо подавать намного раньше (кажется, а этом году это было в конце февраля). Регистрироваться надо обязательно парой – кавалер и дама. Поэтому, если ты решишься туда пойти, убедись, что у тебя есть партнер. Заявки подаются заранее, поскольку перед самим балом будут проходить репетиции – вас будут учить основным шагам, как правильно вести даму, как понять, что от тебя хочет кавалер, основные танцы, этикет и т.п.

Само мероприятие будет окружено фотографами, организаторами и парами, с которыми вы познакомитесь на репетициях. Если вдруг вы забудете какие-то шаги, распорядитель бала (коротко – тот, кто организует и напоминает все танцы) всегда повторяет основные моменты перед очередным танцем. Будут перерывы, можно будет перекусить, утолить жажду. Из более активного отдыха – есть покер, можно сделать свой портрет или просто провести время со своими друзьями / знакомыми.

После бала фотографы выставят множество красивых фоток, а вы будете вспоминать это мероприятие еще долго. На мой взгляд, это то мероприятие, на которое стоит попасть хотя бы раз! 😊

Фото с Весеннего Бала Эконома, апрель 2018. Источник: https://vk.com/album-66561494_252443952

8.  Программы мобильности – учеба за рубежом
Одно из главных преимуществ учебы в магистратуре – можно без особых проблем поехать учиться по программе мобильности. Общая идея – изучить некоторые курсы, относящиеся к твоей программе, в другом университете. Удобство заключается в том, что обучение в магистратуре уже не такое напряженное, как в бакалавриате, а выбор изучаемых курсов более гибкий. Поэтому, если Вы все еще думаете об учебе за рубежом, период магистратуры – один из самых удобных для реализации этой идеи.

Как и всегда, о программе мобильности надо думать сильно заранее, это не такой уж быстрый процесс, как может показаться. Конкурс проводится 2 раза в год – в районе февраля на осенний семестр и в районе сентября на весенний семестр. Как и в случае с повышенной стипендией, здесь проводится конкурс. Необходимо указать университет, в который ты хочешь поехать, а комиссия уже отберет претендентов. Как всегда, нужно подготовить кучу документов: мотивационное письмо, CV, рекомендации от преподавателей, знание иностранного языка. На счет последнего: в некоторые университеты требуется официальное подтверждение знания языка (англ. – IELTS, TOEFL, может фр., нем., ит., другие, в зависимости от страны), а для некоторых – достаточно преподавателю иностранного языка из ВШЭ подписать специальную бумагу, которая подтверждает уровень владения языком.

Выше я описал процедуру подачи заявки на программы мобильности, которые заключены на уровне университета (общеуниверситетские программы). Также не стоит забывать про общефакультетские соглашения – факультеты тоже имеют свои программы мобильности с иностранными университетами. В этом случае, за подробностями уже необходимо обращаться международный отдел своего факультета.

Лично я собираюсь поехать по программе мобильности на осенний семестр 2018/19 года в Европу. Следите за обновлениями в социальных сетях (в основном, в Instagram). Будет здорово! А пока я буду вести обновления из родного города Рига.

В начале сентября начнется путешествие 😊

Латвийская национальная опера, Рига, Латвия

Улочка в старой Риге, Латвия