• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Прикладная экономика»

Оценка эффективности программ

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Оценка эффективности программ» носит междисциплинарный характер, изложенный в нем материал находится на стыке таких дисциплин, как «Инвестиционный анализ», «Анализ издержек и выгод», «Экономика общественного сектора», имеет как теоретическую, так и практическую направленность. В данном курсе рассматриваются особенности государственных инвестиций и методы их оценки, показывается общность и различие оценки коммерческой и общественной эффективности проектов, демонстрируются методы экономических оценок в общественном секторе, а также прикладные вопросы анализа «издержки-выгоды» на примере образования и здравоохранения. Рассматриваются методы отбора инвестиционных программ и проектов для финансирования с учетом соотношения издержек и выгод, в т.ч. в условиях жесткого бюджетного ограничения. Особое внимание уделяется вопросам идентификации и оценки рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов. Приобретенные навыки могут применяться не только в отраслях общественного сектора, но и в процессе оценки проектов частного сектора, реализация которых приводит к возникновению внешних эффектов, имеющих общественную значимость. Данный курс состоит из лекций и семинаров. В рамках лекционного курса существенное место отводится разбору практических задач, что позволяет дополнить знание общетеоретических вопросов навыками практической работы по количественному анализу альтернативных проектов. На семинарских занятиях студенты также работают в группах и готовят кейсы, которые затем описываются в эссе. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, написание контрольной работы и подготовка к итоговому экзамену, а также изучение публикаций по актуальным экономическим проблемам, связанным с экономической оценкой эффективности различных государственных и муниципальных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение систематизированного представления о современных научных подходах к оценке инвестиций в общественном секторе;
  • овладение инструментами оценки эффективности государственных инвестиционных программ;
  • знание основных методов экономических оценок проектов в сферах образования и здравоохранения;
  • овладение инструментами анализа эффективности программ государственных расходов.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает особенности оценки проектов и программ общественного сектора.
  • Понимает ограничения методов оценки проектов частного сектора, приводящие к невозможности их использования для оценки проектов общественного сектора.
  • Знает особенности различных стадий проектного цикла и их важность для достижения целей проектов и программ.
  • Рассчитывает текущую стоимость ожидаемых денежных потоков при различных заданных условиях
  • Рассчитывает основные показатели эффективности инвестиционного проекта, в т. ч. чистую текущую стоимость, внутреннюю норму рентабельности, простой и дисконтированный период окупаемости.
  • Идентифицирует прямые и косвенные издержки и выгоды различных проектов и программ общественного сектора.
  • Выражает издержки и выгоды в денежной форме
  • Выбирает адекватные показатели для количественной оценки нематериальных издержек и выгод
  • Выбирает наиболее эффективный вид оборудования в зависимости от постоянных и переменных затрат, связанных с его эксплуатацией, и ожидаемого коэффициента использования мощности
  • Рассчитывает основные показатели эффективности инвестиционного проекта, в т.ч. чистую текущую стоимость, внутреннюю норму рентабельности с поправкой на риск
  • Оценивает эффективность проекта общественного сектора в условиях неопределенности с выбором адекватного метода поправки на риск
  • Составляет дерево возможных исходов реализации проекта
  • Рассчитывает наиболее вероятный результат реализации проекта на основе объединения первоначально имевшейся информации и вновь полученной в ходе реализации пилотного проекта.
  • Идентифицирует прямые и косвенные издержки и выгоды различных проектов различных секторов общественного сектора.
  • Выбирает адекватную ставку дисконтирования для оценки конкретного проекта
  • знает основные методы оценки эффективности программ в сфере здравоохранения;
  • владеет навыками экономической оценки программ общественных расходов в сфере здравоохранения
  • Понимает, к какому классу задач в рамках анализа «затраты -выгода» относится рассматриваемая проблема (анализ издержек, анализ издержек и эффективности, анализ издержек и выгод, анализ издержек и полезности
  • Анализирует издержки и выгоды при выборе образовательной траектории;
  • Анализирует издержки и выгоды при выборе образовательной траектории Определяет факторы, влияющие на величину затрат и выгод на разных уровнях системы образования
  • Умеет рассчитывать различные варианты в рамках проводимого анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика оценки программ в общественном секторе
    Особенности инвестиционного процесса в общественном секторе. Макро и микро уровень принятия инвестиционных решений.Оценка инвестиционного проекта с точки зрения экономических интересов общества. Оценка затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов и программ в общественном секторе. Противоречия между рыночными и альтернативными ценами. Оценка выгод от инвестиционного проекта как результат воздействия инвестиционного проекта на национальную экономику. Анализ затраты-выгоды. Процедура экономического анализа проектов, реализуемых в общественном секторе, и ее отличие от финансового анализа, применяемого для оценки инвестиционных проектов в частном секторе.Учет внешних эффектов. Государственные инвестиции и выбор ставки дисконтирования. Коммерческая и социальная ставка дисконтирования. Основные стадии проектного цикла. Понятие текущей стоимости: коэффициент дисконтирования, правило сложения текущих стоимостей, правило умножения текущих стоимостей. Текущая стоимость аннуитета и перпетуитета. Номинальные и эффективные процентные ставки, годовые эквивалентные суммы.
  • Инвестиционные решения в условиях определенности.
    Способы классификации инвестиций. Зависимые и независимые инвестиции: экономическая и статистическая зависимость. Критерий чистой текущей стоимости и ее вычисление. Внутренняя норма рентабельности. Простой и дисконтированный период окупаемости инвестиционного проекта. Соотношение между периодом окупаемости и внутренней нормой рентабельности. Доходность инвестиций. Оценка выгод и денежных потоков. Контекстный анализ. Определение целей проекта. Виды выгод и издержек. Использование денежных потоков. Абсолютные и относительные денежные потоки. Альтернативная стоимость (вмененные издержки). Учет оборотного капитала при расчете денежных потоков. Уплата процентов и другие финансовые потоки. Ликвидационная стоимость и затраты на ликвидацию. Конечная стоимость. Налог на прибыль и денежные потоки. Измерение воздействия амортизационных отчислений на денежные потоки. Учет неравномерности денежных потоков внутри шага расчетного периода. Лаги доходов и расходов. Оценка инвестиций в условиях инфляции. Номинальные и реальные денежные потоки, индекс цен, Реальные доходы и темп инфляции, эффект Фишера. Реальные и номинальные ставки дисконтирования. Нестабильность нормы дисконта. Категории инвестиций, для которых выбор момента начала и окончания реализации проекта имеет принципиальное значение. Инвестиции роста и расчет их чистой текущей стоимости. Выбор оптимального момента для реализации проекта.
  • Инвестиционные решения в условиях неопределенности.
    Общая классификация методов исследования неопределенности. Методы, использующие в явном виде альтернативные сценарии денежных потоков: их теоретические достоинства и ограниченность возможностей практического применения. Общая характеристика метода предпочтительного состояния. Модели определения стоимости активов. Методы использования поправки денежных потоков на риск. Текущая стоимость с поправкой на риск. Метод достоверного эквивалента. Методы, обеспечивающие углубленное понимание инвестиций и связанного с ними риска. Анализ окупаемости и анализ чувствительности. Основные проблемы, связанные со сбором дополнительной информации. Использование дополнительной и первоначально имевшейся информации для принятия решений. Пробные инвестиции (пилотные проекты) как способ снижения риска. Интерпретация полученных результатов. Принятие решений в условиях неполной информации. Метод предпочтительного состояния как распространение метода чистой текущей стоимости на случай неопределенности. Текущая стоимость с поправкой на риск. Коэффициенты текущей стоимости с поправкой на риск и их вычисление. Инвестиции на несколько периодов. Особенности применения метода предпочтительного состояния на практике. Принятие инвестиционных решений на основе модели оценки капитальных активов.
  • Особенности оценки программ в различных секторах социальной сферы.
    Оценка транспортных проектов. Примеры расчета излишков потребителя и производителя. Конверсионные факторы для расчета экономических затрат. Оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Методы измерения экономической ценности изменений. Особенности инвестиций в музеи, леса и парки.
  • Особенности выбора ставки дисконтирования в программах и проектах общественного сектора
    Необходимость использования социальной ставки дисконтирования для оценки государственных проектов и программ. Оценка социальной ставки дисконтирования с помощью метода социальной ставки межвременных предпочтений. Возможные способы оценки параметров формулы Рамсея. Оценка социальной ставки дисконтирования с помощью метода социальной альтернативной стоимости капитала. Особенности выбора социальной ставки дисконтирования при оценке проектов и программ в различных секторах экономики.
  • Теоретические аспекты анализа «издержки-выгоды»
    Особенности процесса принятия решений в общественном секторе: специфика социальных результатов и их оценивания; проблемы наличия внешних эффектов и общественных благ. Особенности процесса принятия решений в общественном секторе: процедуры согласования интересов различных социальных групп. Понятие эффективности решения, принимаемого в общественном секторе. Особенности процедур сравнения вариантов. Проблема измерения эффективности при принятии решений в общественном секторе. Проблема оценивания эффективности крупных проектов в социальной сфере – здравоохранение, образование, культура, наука. Простейший подход к выбору варианта. Сопоставление вариантов по критерию минимума затрат. Процедуры оценки затрат. Теневые цены и рыночные цены. Проблемы измеримости результатов. Сравнение временных предпочтений общества. Позитивные и негативные результаты. Негативные результаты как затраты соответствующих периодов времени. Модели эффективности: различия между методами «затраты результативность», «затраты-выгоды», «затраты–полезность». Концепция теневых цен и описание базовой модели взаимодействия государства и частного сектора. Теневые цены и макроэкономика. Теневые цены, рыночные цены и частный сектор. Дальнейшее развитие базовой модели и принцип "первого наилучшего" (описание возможных усложнений модели; множители Лагранжа и предельная социальная значимость параметров модели; государственный бюджет и Функция социального благосостояния; иерархия целей, принцип "первого наилучшего"). Общая концепция подхода "второго наилучшего". Асимметричность информации и дилемма "эффективность -справедливость" в контексте подхода "второй наилучший". Некоторые важные теоремы, связанные с подходом "второго наилучшего" (эффективность производства общественного сектора: проблема агрегирования: производство, потребление и торговля; постоянный эффект масштаба). Проблемы оптимизации и социальных ценностей в рамках подхода "второго наилучшего".
  • Использование методов анализа «издержки-выгоды» в образовании.
    Анализ затрат на проекты и программы в системе образования. Анализ выгод от образования. Оценка эффективности образовательных проектов и программ. Приоритетный национальный проект «Образование» и использование метода «издержки – выгода» в образовании. Выбор образовательной карьеры – оценка потенциальных затрат. Выбор образовательной карьеры – оценка потенциальных выгод. Оценка эффективности образовательной карьеры с точки зрения государства и домохозяйств. Разделение затрат на образование между государством (обществом) и домохозяйствами.
  • Методы экономической оценки программ в сфере здравоохранения.
    Виды затрат по программе. Единицы учета стоимости программы. Выбор методики расчета на принятую единицу затрат. Учет распределения затрат во времени. Анализ чувствительности. Зависимость результатов анализа от объемов оказания медицинской помощи по программе. Источники данных о результативности программ в здравоохранении. Примеры расчета коэффициентов «затраты-результативность». Инкрементный подход. Примеры оценок. Различия в результатах в зависимости от точки зрения, с которой ведется оценка. Дисконтирование затрат и результатов. Примеры. Расчет затрат и результатов при вероятностном развитии событий. Работа экономиста с «деревом решений» (набором клинических вероятностей). Использование метода для разработки клинических рекомендаций. Стоимостная оценка альтернативных профилактических программ. Зависимость результата от точки зрения, с которой ведется оценка. Использование метода при планировании объема платных медицинских услуг. Примеры. Подходы к оценке нематериальных результатов в денежном выражении. Подходы к оценке показателей полезности. Показатели DALY и QALY. Примеры оценки коэффициентов «затраты-полезность» для долговременных программ здравоохранения и альтернативных вариантов медицинских вмешательств. Примеры оценки коэффициентов «затраты-полезность» при вероятностном развитии событий. Ключевые параметры достоверных экономических оценок. Примеры критического разбора результатов экономических оценок. Неэкономические факторы принятия решений. Стандартизированная технология принятия решений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • проект (блокирует часть оценки/расчета)
  • контрольная работа (блокирует часть оценки/расчета)
  • работа на семинарах (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
    Экзамен состоит из 2 частей; 1) письменная (с использованием как открытых, так и закрытых вопросов - 60 минут); 2) устная (обсуждение кейсов). Сдача письменной и устной частей экзамена является обязательной, независимо от накопленной за учебный год оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оценка за экзамен (ОЭ) (максимум 10 баллов) выставляется на основе результатов его составных частей: письменной работы (ПР) и обсуждения кейсов (ОК) по следующей формуле: если каждая из оценок, полученных за ПР и ОК, больше или равна 2, то ОЭ=0,5ПР+0,5ОК; если хотя бы одна из оценок, полученных за ПР и ОК, меньше 2, то ОЭ=min(ПР,ОК). Итоговая оценка (ИО) (максимум 10 баллов) по курсу определяется с учетом накопленной оценки (НО) и оценки за экзамен (ОЭ) по следующей формуле: ИО=0,5*НО + 0,5*ИЭ.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Basic Cost-Benefit Analysis for Assessing Local Public Projects, Second Edition, Business Expert Press, 2017
  • Лекции по экономике образования, Беляков С. А., 2002
  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова Л. С., Капицына Н. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Инвестиционный анализ : подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебник для бакалавров, Липсиц И. В., Коссов В. В., 2012
  • Инвестиционный анализ : подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебник, Липсиц И. В., Коссов В. В., 2016
  • Экономика общественного сектора : учебник для вузов, Якобсон Л. И., Колосницына М. Г., 2014