• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Прикладная экономика»

Научно-исследовательский семинар "Макроэкономическая политика"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для студентов специализации «Макроэкономика и макроэкономическая политика» 1-го и 2-го курсов магистратуры, а также студентов специализации «Экономическое моделирование и экономическая политика» настоящая дисциплина является обязательной. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Методы научно- исследовательской работы в области экономики» и на дисциплинах, имеющих отношение к выбранной теме курсовой, бакалаврской работы или магистерской диссертации. Однако прослушивание этих дисциплин не является обязательным требованием успешной работы на научно-исследовательском семинаре. Студенты, пришедшие в магистратуру НИУ ВШЭ из других вузов, также успешно справляются с существующими требованиями при наличии достаточной мотивации. Для освоения учебной дисциплины никаких специальных знаний не требуется. Методы поиска и обработки источников информации (включая технологию поиска академической литературы по теме, работу с электронными базами данных и ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ, и т.д.) обсуждаются на первых занятиях. Предполагается также, что студенты владеют английским языком на уровне, достаточном для понимания экономической научной литературы. Основные положения дисциплины должны быть использованы при подготовке бакалаврской работы на четвертом году обучения в бакалавриате, при подготовке курсовой работы и магистерской диссертации на первом и втором году обучения в магистратуре соответственно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков исследовательской работы, которые включают в себя формирование и развитие критического мышления, навыки написания академических работ, представления полученных результатов, участия в дискуссии, в т. ч. в качестве оппонента
  • Формирование культуры подготовки курсовых, квалификационных и диссертационных работ, а также создание целостной академической среды, включающей в себя преподавателей и студентов со сходными научными интересами
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать общие принципы исследовательской работы и быть в курсе последних разработок в выбранной области исследования
  • Уметь выделять проблему исследования и ставить задачи работы, служащие достижению указанной цели; находить решения проблемы, работать с базами академических статей и статистических данных, критически анализировать базовую литературу по теме исследования
  • Иметь навыки самостоятельного определения темы и основных вопросов исследования, выбора методологии анализа, написания научного текста, представления опубликованных базовых статей и собственной работы, обсуждения полученных результатов в академической среде, критического анализа работ, представленных другими участниками семинара, и оппонирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение: концептуальные основы академической работы
    Общие навыки научно-исследовательской работы. Целевая аудитория академического текста. Правила написания научной работы и представления результатов. Выбор темы исследования. Исследовательские вопросы в рамках выбранной темы. Роль академического сообщества. Классификация задач академической работы: практические и исследовательские задачи. Классификация исследовательских задач: фундаментальные и прикладные задачи.
  • Раздел 2. Введение: практические основы академической работы
    Источники информации: первичные, вторичные третичные. Релевантность источников информации. Базы научных статей, имеющиеся в свободном доступе и по подписке НИУ ВШЭ. Статистические базы данных: имеющиеся в свободном доступе, доступные по общей подписке библиотеки НИУ-ВШЭ, доступные по специальной подписке (сайт sophist.hse.ru).
  • Раздел 3. Развитие навыков презентации академических работ
    Презентация результатов исследования. Различия между устной презентацией и письменным текстом. Методы подготовки к устной презентации. Цели презентации. Формы оформления материалов (слайдов) презентации. Типичные ошибки в устной презентации. Формы общения и контакт с аудиторией. Методы концентрации внимания аудитории во время презентации. Планирование времени устной презентации. Ответы на вопросы после презентации. Польза критических замечаний. Основные принципы подготовки презентаций на российских и международных конференциях
  • Раздел 4. Формулирование задачи исследования
    Формулирование исследовательских вопросов. Составление широкого списка вопросов, позволяющих определить границы исследования. Поиск исследовательских вопросов в источниках. Сужение круга исследовательских вопросов в рамках одного исследования. Значимость исследовательских вопросов и необходимость ее обоснования. Принципы подготовки Research Proposal, структура Research Proposal: актуальность темы, проблема исследования, цели и задачи работы, методы исследования. Научная новизна исследования. Оригинальность работы и ее место в академической литературе. Практические занятия: Обсуждение пробных версий Research Proposal, их формы и содержания.
  • Раздел 5. Развитие навыков анализа академических текстов
    Структура академического текста. Роль основных компонентов текста, заголовка, аннотации, введения, заключения. Ключевые слова и JEL code. Основные методы работы с академическим текстом: постановка вопросов к тексту, выявление ключевых фраз. Принципы написания краткой рецензии на академический текст. Навыки классификации информации об академических работах. Практические занятия: Презентация базовых статей по выбранной теме исследования. Обсуждение академических текстов по выбранным темам исследования.
  • Раздел 6. Окончательная подготовка проекта исследования
    Временные ограничения и принципы эффективной организации академической деятельности. Роль академической среды в подготовке исследования. Практические занятия: обсуждение окончательного проекта исследования, составление плана работы над исследованием.
  • Раздел 7. Составление научного текста.
    Правила написания академических текстов. Необходимость простоты, ясности и целостности изложения. Общепринятая структура научно-исследовательских работ (курсовая работа, бакалаврская работа, магистерская диссертация, статья в журнале, и т.д.). Порядок написания и модификации различных частей текста. Составление обзора литературы: отличие обзора литературы от простого пересказа. Выбор названия работы. Правила написания аннотации и введения, их значимость для лучшего восприятия работы. Основные разделы исследования: структура и логика изложения. Важность заключения. Принцип отсутствия повторений в тексте. Основные принципы составления списка литературы. Полное библиографическое описание. Редакторская работа с текстом. Правила ввода определений, терминов и обозначений в работе. Правила определения математических объектов и описания моделей. Практические занятия: Презентация и обсуждение промежуточных результатов исследования. Обсуждение проблем написания академических текстов.
  • Раздел 8. Защита результатов исследования
    Значение оппонирования в академическом сообществе. Общая структура рецензии: общая оценка, достоинства представленной работы, конкретные рекомендации по совершенствованию исследования, включая содержание работы и форму подачи результатов. Различия между требованиями по переработке и рекомендациям по доработке. Практические занятия: Презентация результатов исследования, обязательное взаимное рецензирование работ.
  • Практические занятия
    Пробные презентации академических работ, обсуждение презентаций в контексте теоретических знаний, полученных на лекциях, формулирование вопросов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Этап 1. Презентация работы предыдущего года (неблокирующий)
  • Этап 2. Презентация пробной версии проекта исследования (Research Proposal) (неблокирующий)
  • Этап 3. Презентация базовых статей (неблокирующий)
  • Этап 4. Презентация окончательной версии проекта исследования (Research Proposal) (неблокирующий)
  • Этап 5. Презентация промежуточных результатов исследования (неблокирующий)
    (с обязательным перекрестным оппонированием)
  • Этап 6. Защита курсовых и предзащита бакалаврских работ и магистерских диссертаций (неблокирующий)
  • Участие в дискуссии на семинарах (неблокирующий)
  • Оппонирование на Этапе 5 (неблокирующий)
  • Оппонирование на Этапе 6 (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Оппонирование на Этапе 5 + 0.1 * Оппонирование на Этапе 6 + 0.2 * Участие в дискуссии на семинарах + 0.05 * Этап 1. Презентация работы предыдущего года + 0.05 * Этап 2. Презентация пробной версии проекта исследования (Research Proposal) + 0.05 * Этап 3. Презентация базовых статей + 0.05 * Этап 4. Презентация окончательной версии проекта исследования (Research Proposal) + 0.1 * Этап 5. Презентация промежуточных результатов исследования + 0.3 * Этап 6. Защита курсовых и предзащита бакалаврских работ и магистерских диссертаций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Booth, W. C., Colomb, G. G., & Williams, J. M. (2008). The Craft of Research, Third Edition (Vol. 3rd ed). Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=272563
  • The craft of research, Booth W. C., Colomb G. G., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A guide for the young economist : writing and speaking effectively about economics, Thomson W., 2001
  • Academic writing for graduate students : essential tasks and skills, Swales J. M., Feak C. B., 2012
  • Economical writing, McCloskey D. N., 2000
  • Hal R. Varian. (2016). How to Build an Economic Model in Your Spare Time. The American Economist, (1), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sae.amerec.v61y2016i1p81.90