• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Прикладная экономика»

24
Ноябрь

Микроэкономика (продвинутый уровень)

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает принятие экономических решений домашними хозяйствами и фирмами, а также формы взаимодействия этих агентов при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства. В нем также анализируются принципы микроэкономической политики и роль правительства в распределении ресурсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса - овладение студентами экономическими принципами, необходимыми для анализа различных экономических проблем.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает ключевые концепции теории игр и умеет применять их для анализа стратегического взаимодействия, умеет находить равновесие в моделях олигополии, анализировать его эффективность, проводить анализ сравнительной статики и объяснять полученные результаты
  • Умеет находить спрос на факторы производства/предложение готовой продукции, издержки фирмы, умеет объяснять связь между свойствами полученных функций и свойствами технологий
  • Умеет находить спрос потребителя и проводить анализ сравнительной статики, умеет объяснить наблюдаемый выбор потребителя
  • Умеет построить модель монополии/монопсонии (в том числе при ценовой дискриминации), найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать и сравнивать методы государственного регулирования
  • Умеет построить модель частичного равновесия при наличии асимметрии информации, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать способы решения проблемы и анализировать их эффективность
  • Умеет построить модель частичного равновесия при наличии экстерналий/общественных благ, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет предлагать и сравнивать методы государственного регулирования
  • Умеет построить модель частичного равновесия, найти равновесие, проанализировать его эффективность, умеет анализировать последствия государственного регулирования в рамках модели частичного равновесия и объяснять полученные результаты
  • Умеет формализовать задачу и построить модель выбора в условиях неопределенности, найти выбор агента и провести анализ сравнительной статики, умеет проинтерпретировать полученные результаты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория потребителя
    Предпочтения и полезность. Выбор потребителя. Спрос и сравнительная статика. Декомпозиция Слуцкого. Выбор при натуральном доходе. Предложение труда и многопериодный выбор. Денежная оценка выигрыша потребителя.
  • Выбор в условиях неопределенности
    (Индивидуально) рациональное поведение в условиях неопределенности. Контингентные товары, ожидаемая полезность, отношение к риску. Выбор в условиях неопределенности: спрос на страховку и спрос на рисковый актив.
  • Теория производителя
    Технологии. Минимизация издержек. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.
  • Частичное равновесие (совершенная конкуренция)
    Рыночный спрос. Предложение конкурентной отрасли и частичное равновесие. Частичное равновесие и оптимальность. Анализ государственной политики.
  • Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение
    Максимизация прибыли монополистом. Неэффективность монополии и регулирование. Монопсония. Ценовая дискриминация (совершенная дискриминация, сегментирование, дискриминация второго типа на простейшем примере).
  • Рыночные структуры: стратегические взаимодействия
    Базовые понятия теории игр (описание игры, игра в нормальной форме, строго доминирующие стратегии, равновесие по Нэшу в чистых стратегиях, динамические игры и равновесие совершенное в подыграх) Стратегические взаимодействия фирм; одновременный выбор выпусков: модель Курно. Преимущество первого хода: модель Штакельберга. Конкуренция цен: модель Бертрана. Дифференцированные товары.
  • Провалы рынка: экстерналии и общественные товары
    Экстерналии и неэффективность. Подходы к решению проблемы: нормативы, налоги (субсидии) Пигу, торгуемые разрешения на выбросы, интернализация внешнего воздействия; внешние эффекты и права собственности: теорема Коуза. Общественные блага. Условие эффективности, проблема безбилетника
  • Провалы рынка: асимметрия информации
    Ненаблюдаемые характеристики и проблема неблагоприятного отбора. Варианты решения. Ненаблюдаемые действия и проблема оппортунистического поведения. Варианты решения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • квизы 1-го модуля (неблокирующий)
    В случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • квизы 2-го модуля (неблокирующий)
    В случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • контрольная работа (неблокирующий)
    В случае неявки на какой-либо элемент контроля студенту выставляется 0 баллов за соответствующий элемент. Квизы и контрольная работа не подлежат пересдаче/переписывания даже в том случае, если студент представил медицинскую справку.
  • финальный экзамен (неблокирующий)
    Пересдаче (как на первой пересдаче, так и на комиссии) подлежит только экзамен. Экзамен и пересдачи проводятся в письменной форме и могут включать вопросы по любым темам курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оценка за курс формируется из средней оценки за квизы 1-го модуля (ОI), средней оценки за квизы 2-го модуля (ОII), оценки за контрольную работу (Ок/р) и оценки за экзамен (Оэкз) согласно формуле: Max(0.1ОI +0.2ОII + 0.25Ок/р +0.45Оэкз; 0.1ОI +0.2ОII + 0.7Оэкз). Данная формула применяется, в том числе, и при проведении пересдач, включая пересдачу на комиссии. Оценка рассчитывается из 100 баллов, а затем конвертируется в 10-балльную
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Michael Spence. (1973). Job Market Signaling. The Quarterly Journal of Economics, (3), 355. https://doi.org/10.2307/1882010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л., Березневой Т. Д., и др., ISBN: 5-7749-0098-3, 2001