• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка онлайн: стратегии и перспективы образовательных технологий

Высшая школа экономики– один из первых университетов в России, который начал сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera, и единственный на сегодня с таким количеством курсов на этой платформе – 21. Кроме того, 5 октября стартовали первые курсы НИУ ВШЭ на Российской национальной платформе открытого образования. О задачах, стоящих перед Вышкой в рамках развития онлайн-образования, о специфике курсов и возможностях этой образовательной технологии «Окнам роста» рассказала Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.
Форматы онлайн-курсов: что есть сейчас 

1.  Курсы с веб-поддержкой предлагают в онлайн-форме не более 30% своего контента, что никак не влияет на количество аудиторных часов. Основной курс ведется в аудитории, а LMS используется преподавателем как среда для рассылки объявлений и как репозиторий учебных текстов – для размещения дополнительных материалов и проведения тестирований. 

2.  Смешанные, или гибридные, курсы предлагают от 30 до 80% контента в онлайн-форме в счет аудиторных часов: часть занятий ведется в онлайн-формате, а часть проходит в аудитории. Этот формат предназначен для лекций, читаемых в рамках майноров и курсов по выбору, которые могут реализовываться и в форме онлайн-трансляции, и в форме видеозаписи с комментариями.

3.  Дистанционные курсы, где не менее 80% материалов представлено в электронном формате, а аудиторные занятия проводятся в качестве вспомогательного инструмента. К последней группе относятся все MOOC, о них мы и поговорим подробнее.

 

Как устроено сотрудничество с Coursera

 

На платформе Сoursera в данный момент уже представлен 21 курс Высшей школы экономики. Вышка стала партнером Сoursera в 2013 году, тогда же к этой платформе присоединились Физтех и Санкт-Петербургский государственный университет. До сентября этого года только эти российские вузы были представлены на самой масштабной в мире образовательной онлайн-платформе. Сейчас количество российских партнеров увеличилось до 6: к проекту присоединились МИФИ, НГУ и ТГУ.

 

Летом 2015 года мы провели летнюю школу «МООС: от замысла до воплощения», на которой присутствовали представители Coursera, а онлайн-занятия проводили преподаватели трех американских университетов. В течение нескольких дней представители 15 вузов изучали различные аспекты разработки и внедрения МООС.

 

Преподаватели университета регулярно интересуются, как разместить свой курс на Coursera. Отметим, что Coursera – проект институциональный и работает только с университетами, при этом важно, чтобы университет занимал ведущие позиции в национальных рейтингах – входил в первую десятку. Бренд вуза является гарантией того, что курсы будут качественные.  

Как осуществляется отбор курсов ВШЭ для размещения на Coursera? Здесь может быть несколько вариантов.

 
Курсы разрабатываются по инициативе руководства факультета как элемент продвижения образовательной программы на международном рынке образовательных услуг. На Coursera сейчас зарегистрировано 15 млн студентов, и это отличная аудитория для позиционирования наших программ и преподавателей.

 
Курсы попадают на Сoursera по результатам конкурса, который регулярно проводится университетом. Два наших популярных русскоязычных курса – «Экономика для неэкономистов» Игоря Кима и «Теория игр» Дмитрия Дагаева – созданы именно по итогам конкурса для разработчиков курсов для Сoursera.

 

В этом году мы предлагаем студентам новый формат курсов на Сoursera – курсы по требованию. Это курс, старт которого не привязан к конкретной дате, и студент может начать обучение в удобное для себя время. Университет планирует перевести в новый формат все свои курсы.

 

Также Высшая школа экономики представит на Coursera англоязычные специализированные курсы, цель которых – позиционирование отдельных образовательных программ и университета в целом.

 

Еще одно направление развития сотрудничества университета с Сoursera – русскоязычные специализации: сеты из 3-5 дисциплин, завершающиеся большим итоговым проектом, охватывающим все дисциплины специализации. Маркетинговые исследования Coursera показывают, что этот формат очень популярен у студентов.

 

Российская национальная платформа открытого образования: начало

 

Второй глобальный онлайн-проект, в котором НИУ ВШЭ принимает участие, – это «Открытое образование»: российская национальная платформа, которая начала работать в сентябре 2015 года. 5 октября на НПОО стартуют четыре вышкинских курса: «Общая социология», «Демография», «Организационное поведение» и «Теория организаций». До конца этого учебного года на платформе будет запущено не менее 10 курсов университета.

 

Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» учреждена 1 апреля 2015 года следующими университетами: НИУ ИТМО, УрФУ, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбПУ, МГУ, НИУ МИСиС. Проект развивается за счет инвестиций вузов: каждый участник ассоциации вложит в развитие проекта 50 млн. руб. в течение трех лет.

 

За полгода, прошедшие с момента учреждения ассоциации:

Создана технологическая площадка (платформа) «Открытое образование» для размещения курсов – openedu.ru.

За основу системы управления учебным контентом взяты открытые коды edX. Кроме того, разработаны отдельные программные модули, обеспечивающие загрузку и хранение контента, ведение каталога курсов, настройку системы оценивания. На втором этапе планируется доработка модулей аналитики, подключения платежных систем, портфолио учащегося. Архитектура системы открытая и позволяет обеспечивать передачу данных между платформой и внутренними LMS вузов.

          

 

Коды edX являются основой системы электронного обучения, но в принципе могут быть заменены любой другой LMS. Выбор в пользу edX был сделан исходя из двух соображений: 1) готовая и открытая LMS увеличила скорость разработки системы; 2) edX изначально создан для массовых открытых онлайн-курсов.

 

2. Разработаны и согласованы между вузами-учредителями «Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования».

 

Документ размещен в открытом доступе на сайте ассоциации http://npoed.ru/docs и содержит требования к описанию курса, его структуре, оценке результатов обучения и т.п.

Содержание всех разрабатываемых курсов должно основываться на ФГОС, система оценивания должна гарантировать проверку формируемых в ходе курса компетенций. Для каждого курса на портале указано, в образовательные программы каких направлений подготовки рекомендовано его включить.

На следующем этапе проекта планируется согласование содержания курса и фондов оценочных средств с координационными советами по направлениям подготовки.

3.    Разработаны организационные схемы взаимодействия с пользователями.

 

Доступ к контенту национальной платформы открытый и бесплатно предоставляется всем желающим. Слушатели оплачивают процедуру сертификации, если хотят получить документ, подтверждающий результаты обучения.

У национальной платформы есть три категории пользователей:

·     

  • пользователь портала, желающий прослушать курс, но не претендующий на получение сертификата о его освоении, – имеет бесплатный доступ к курсу;     
  • физическое лицо, желающее получить сертификат об освоенном курсе, на основании которого курс может быть зачтен в его вузе, – самостоятельно оплачивает процедуру тестирования; университет – разработчик курса предоставляет документ об освоении программы дополнительного образования; 
  • студент вуза, который записан на курс по инициативе своего вуза, – стоимость сертификации должен оплачивать вуз; университет-разработчик предоставляет документы о результатах аттестации студентов в рамках договора о сетевой форме реализации образовательной программы.

 

Для реализации этих схем критически важным является наличие надежных центров тестирования, позволяющих организовать идентификацию студентов и контролировать сам процесс тестирования. На первом этапе проекта тестирование планируется проводить либо в аудиториях, где идентификацию проводит присутствующий представитель вуза, либо в центрах прокторинга, обеспечивающих идентификацию и контроль за процедурой тестирования онлайн.

 

 

Стратегические задачи

Ближайшей задачей нашего университета является развитие форматов смешанного обучения внутри кампуса для поддержки новой модели образовательного процесса. Переход к новой образовательной модели бакалавриата предусматривает общие дисциплины на первом курсе и майноры на втором и третьем курсах, которые изучаются межпрограммно и крупными блоками. В сочетании с распределенностью кампуса и ограниченным количеством больших потоковых аудиторий это может создать проблемы логистики при организации занятий на втором и третьем курсах.

Решением в данной ситуации может быть перевод изучения дисциплин в формат blended learning, когда лекционная часть изучается дистанционно, а семинары посвящены обсуждениям и практической отработке изученного онлайн материала.