• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Критический анализ древних текстов"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
15
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного научного семинара - обеспечить высокое качество научных исследований магистрантов, так как специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к данным письменных источников, как нарративных, так и эпиграфических. Углубленное изучение текстов на древних и восточных языках - одно из главных преимуществ программы "Античная и восточная археология", которая носит междисциплинарный характер и ориентирована, прежде всего, на археологию обществ, обладавших письменностью. На научно-исследовательском семинаре в течение всего второго года обучения на практике будут применяться необходимые для высококлассного специалиста навыки анализа письменных источников на древних и восточных языках. На конкретных примерах, выбранных с обязательным учетом специализации магистров и темы их магистерской диссертации, предполагается объяснить техники перевода текстов на древних и восточных языках, особенности работы с текстами, составленными на диалектах древних и восточных языков, освоить методы прочтения эпиграфических памятников, а также научиться сопоставлять данные письменных источников с археологическими. Программа этого семинара учитывает специфику подготовки археологов, занимающихся периодами и культурами, освещенными текстами, то есть интегрирует классическое филологическое образование в археологическое, что уникально для российской системы подготовки археологов, занимающихся античной и древневосточными цивилизациями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • отработка морфологических и синтаксических тем элементарной грамматики на материале учебных и оригинальных (в том числе адаптированных) текстов и упражнений
  • сформировать лексический запасс в объёме около 2000 слов
  • дать представление о структуре древнегреческого предложения
  • обучить технике грамматического, реального и филологического комментария
  • дать представление о разнице между художественным и буквальным переводом и выработать навыки последнего
  • ознакомить студентов с основными греческими стихотворными размерами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных этапов истории греческого языка; греческий алфавит
  • Знание особенностей греческого ударения, правил его расстановки. Понятия долготы и краткости гласных и слогов.
  • Умение самостоятельно просклонять имена и проспрягать глаголы в указанных временах и склонениях. Правильно расставлять ударения при словоизменении. Знать отличия местоименного склонения. Знать особенности образования основы будущего времени у глаголов на гласные; Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков.
  • Умение склонять имена в пределах изученных склонений. Знание определения глагольной основы. Умение образовывать основы Аориста и футурума от гласных основ и основ на смычные, Умение спрягать глаголы с данными основами в индикативе, конъюнктиве, активного и медиального залогов императиве пройденных времен. Образовывать инфинитив и причастия медиального залога. Знать, зачем нужны наклонения и каковы функции индикатива императива, конъюнктива.
  • Расширение знаний об использовании и значении падежей в греческом языке. Определять основные синтаксические конструкции в учебном тексте, переводить с русского на греческий короткие фразы с использованием изученных синтаксических конструкций. Знать лексику пройденных уроков
  • Знание особенностей пройденного типа склонения. Умение образовывать причастия активного залога в презенсе, футуруме и аористе. Умение распознавать соответствующие формы в тексте. Знание функция оптатива и случаи его использования в независимом и зависимом предложениях.
  • Знать лексику пройденных уроков. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь образовывать степени сравнения наречий и прилагательных, знать исключения. Уметь спрягать слитные глаголы, определять их формы в тексте. Знать отличие сильного аориста и слабого. Уметь образовывать формы сильного аориста всех наклонений. Знать систему местоимений и наречий. Уметь определять в тексте синтаксическую конструкцию с предикативными причастиями.
  • Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь образовывать формы пассивного Аориста и футурума. Знать способы образования перфектной основы, спрягать глаголы в перфекте активного и медио-пассивного залогов. Уметь давать грамотный грамматический анализ текста и переводит с русского на греческий фразы с использованием пройденных словоформ и грамматических конструкций.
  • Уметь склонять латинские имена существительные 5-го склонения, отличать их формы от имен прочих склонений. Уметь образовывать формы латинского глагола в будущем времени I и II обоих залогов. Уметь спрягать латинские глаголы в конъюнктиве перфекта обоих залогов. Уметь образовывать степени сравнения прилагательных.
  • Уметь определить жанр текста. Переводить текст со словарем, дать грамматический комментарий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводный раздел.
    Практические занятия по темам: Существительные и прилагательные 2-го склонения. Глаголы 1-го спряжения в системе инфекта (настоящее время и имперфект). Залоги. Функции падежей. Инфинитивные конструкции при активном и пассивном залоге.
  • Раздел Фонетика.
    Практические занятия по темам: 1-е склонение существительных и прилагательных Склонение личных и притяжательных местоимений Образование наречий. Атрибутивное и предикативное употребление прилагательных. Указательные местоимения. Будущее время действительного и среднего залогов от глаголов с чистыми основами. Причастные обороты (genetivus absolutus, participium futuri)
  • Раздел Фонетика 2.
    Практические занятия по темам: 3-е именное склонение с основами на согласные (плавные и смычные). Глагол в системе аориста. Будущее время у глаголов с основами на смычные. Конъюнктив и его употребление в независимом предложении и придаточном предложении цели Функции падежей
  • Раздел грамматика.
    Практические занятия по темам: 3-е именное склонение с основами на согласные (-nt-, -s-), гласные и дифтонги. Причастия активного залога. Особенности в 3-м склонении. Оптатив, образование и употребление в независимом и придаточном предложении. Причастия активного залога.
  • Раздел морфология.
    Образование регулярных и нерегулярных степеней сравнения прилагательных и наречий. Спряжение слитных глаголов. Аорист II тематический. Предикативные причастия при verba sentiendi. Возвратные и Соотносительные местоимения и наречия.
  • Раздел синтаксис.
    Практические занятия по темам: Optativus obliquus. Относительные придаточные предложения. Aoristus, Futurum Passivi у глаголов с гласными и согласными основами. Perfectum, plusquamperfectum у глаголов с гласными и согласными основами. Verba deponentia medio-passiva et passiva.
  • Раздел Латинский язык
    Морфология: Степени сравнения прилагательных регулярные и супплетивные. Способы образования наречий. Образования степеней сравнения от наречий. Числительные количественные и порядковые. Futurum I –II indicativi et passivi. Perfectum conjunctivi activi et passivi. Синтаксис: Конструкции при степенях сравнения. Аблатив места и качества. Употребление конъюнктива в независимом предложении. Правило согласования времен (Consecutio temporum). Придаточные предложения ut et quod explicativum. Придаточные уступительные, косвенный вопрос, придаточные следствия и определительные. Условные предложения. Косвенная речь.
  • Раздел Латинский язык 2
    Практические занятия по темам: Глаголы с особенностями в образовании основ аориста пассивного и перфекта. Образование форм глаголов с основами на зубные, сонорные. Корневой аорист. Количественные и порядковые числительные. Выражение невыполнимого желания
  • Раздел Латинский язык 3
    Практические занятия по темам: Глаголы 2-го спряжения, классы глаголов 1-го и 2-го спряжения. Согласование наклонений, наклонения в придаточных предложениях.
  • Раздел Латинский язык 4
    Римская проза и поэзия. Чтение текстов из хрестоматии учебника.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ответы на практических занятиях
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * контрольные работы + 0.2 * ответы на практических занятиях + 0.2 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грамматика латинского языка. Ч.1(теоретическая): Морфология и синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
  • Грамматика латинского языка. Ч.2(практическая): Синтаксис, Соболевский, С. И., 2003
  • Латинско-русский словарь : ок. 200 000 слов и словосочетаний, Дворецкий, И. Х., 2000