• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в археологию

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс адаптационный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студенты получат общие сведения: об объекте и предмете археологии, характере и видах археологических источников, месте археологии в системе исторического знания и связи с другими науками, систематике и хронологии археологических культур, от эпохи камня до позднего средневековья. Цель курса – ввести студентов в основную научную проблематику и соответствующий научный дискурс, сформировать навыки обращения с научной археологической литературой и базового анализа археологических источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение базовых знаний по археологии магистрантами 1 года обучения, специализирующихся по направлению история и археология
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • приводить значения основных понятий археологии: а) археологические источники и их отличие от других видов исторических источников; б) археологическая культура (локальные варианты; хронологические периоды; сетевая модель); в) основные виды археологии
  • перечислять содержание основных периодов в развитии археологии как науки и причин, повлиявших на ее развитие
  • использовать содержания основных понятий археологии, связанных с археологическими памятниками: артефакты, экофакты и археологический контекст; культурный слой; виды поселений, погребальных памятников, кладов, святилищ.
  • приводить содержание основных этапов полевых исследований: 1. Формулировка вопроса, гипотезы, идеи разведок и раскопок. 2. Сбор историко-архивных сведений. 3. Формирование исследовательской стратегии. Организация исследовательской группы, где были бы представлены необходимые специалисты. 4. Выполнение полевых работ в соответствии с выработанной стратегией. 5. Публикация результатов исследований.
  • использование основных методов и подходов к изучению археологического материала на разных стадиях исследования.
  • перечисление основных видов археологии, принципов выделения археологических культур (культурно-хронологический; цивилизационный; по особенностям источниковой среды), проблематики, связанной с археологическими культурами эпохи камня, бронзы и раннего железного века
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы археологии.
    1.1 Археологические источники. 1.2. Познавательные возможности археологии. Археология и ее место в системе исторического знания. 1.3. Археологическая культура.
  • Археологические памятники.
    3.1. Артефакты, экофакты и археологический контекст. 3.2. Культурный слой. Формирования культурного слоя. 3.3. Виды археологических памятников. 3.3.1. Поселения. 3.3.2. Погребальные памятники. 3.3.3. Клады. 3.3.4. Святилища.
  • История археологии.
    2.1. Предпосылки формирования археологии как науки к середине 19 века. 2.2. Особенности развития археологии как науки во второй половине 19 в. 2.3. Особенности развития археологии как науки до 1960-х гг. 2.4. «Новая археология» и ее основные концепты.
  • Археологические разведки и раскопки.
    4.1. Археологические разведки. 4.2. Археологические раскопки.
  • Методы археологического исследования.
    5.1. Методология археологии. 5.2. Постановка проблемы. 5.3. Формирование источниковой базы. 5.4. Методы датирования археологического материала. 5.5. Анализ источниковой базы. 5.6. Интерпретация данных, историко-археологические выводы и их критическая оценка.
  • Виды археологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abadía, O. M. (2009). The History of Archaeology as Seen Through the Externalism-Internalism Debate: Historical Development and Current Challenges. https://doi.org/10.5334/bha.19203
  • Cosmin Mihail Coatu. (2014). Poleis in the Black Sea Area: Inter-Pontic Relations and Local Productions. The Proceedings of the Colloquium Organized by the Vasile Pârvan Institute of Archaeology and the Iaşi Branch of the Romanian Academy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.13D1136
  • Knight, J. B. (2017). The Black Sea in the Light of New Archaeological Data and Theoretical Approaches. Proceedings of the 2nd International Workshop on the Black Sea in Antiquity Held in Thessalkoniki, 18–20 September 2015, edited by Manolis Manoledadkis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.667B36BF
  • S.V. Ushakov. (2015). Ранневизантийский Херсонес, Понт и Восточное Средиземноморье (по материалам краснолаковой керамики) / Early Byzantine Chersoneses, Pontus and Eastern Mediterranean (on the materials Red nail ceramics). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7FA655BD
  • ГРИНЧЕНКО СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, & ЩАПОВА ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА. (2015). Пространство И Время В Археологии. Часть 6. Археологические Культуры Бронзового И Железного Веков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3EE7B1CC
  • Гринченко, С., & Щапова, Ю. (2015). Пространство И Время В Археологии. Часть 5. Археологические Культуры Каменного Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D8CF787
  • МОРДВИНЦЕВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА. (2013). Погребения Варварских Элит Северного Причерноморья На Рубеже Эр И Их Культурная Идентичность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B412D5FD
  • Смекалова, Т. Н., Лисецкий, Ф. Н., & Буряк, Ж. А. (2017). Изучение позднескифского поселенческого и агрохозяйственного комплекса Борут-Хане в Предгорном Крыму естественнонаучными методами. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.12B8A520

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Белов А.А. (2013). Подводно-Археологические Разведки Центра Египтологических Исследований Ран В Александрии, Египет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4D825F0
  • Бородкин, Л. И. (1999). Информационные технологии и математические методы для историков: опыт преподавания в МГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.68E4C92F
  • Новикова Олеся Николаевна. (2017). Взгляды М.И. Ростовцева на историческое развитие Северного Причерноморья в римскую эпоху. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.78055398
  • Смекалова, Т. Н., Яцишина, Е. Б., Лисецкий, Ф. Н., Чудин, А. В., & Гарипов, А. С. (2016). Высокие технологии в археологии на примере Крыма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.57AD176C
  • Сорокина, И. (2013). Полевая Археология В Самарском Региональном Центре В 1950-2009 Гг. (По Архивным Материалам Иа Ран). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3356D893