• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Загадка старинной гравюры

мир в шутовском колпаке и тайна Эпиктония Космополита

20 сентября для студентов нашей магистерской программы состоялась встреча с приглашенным лектором Станиславом Михайловичем Гавриленко — кандидатом философских наук, доцентом кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ им. Ломоносова. Лекция была посвящена популярному анонимному картографическому изображению конца XVI века — «Шутовской карте Эпиктония Космополита», вызывающему чувство тревоги и множество вопросов.

 

Что это за гравюра? Почему изображение мира помещено под шутовской колпак? Кто или что скрывается под этой маской? Эпиктоний Космополит —некто или нечто?

 

Гравюра была издана во время картографического подъема, однако не имеет никаких знаков авторства. Помимо сразу бросающегося в глаза образа шута и искаженной карты мира на месте его лица, Станислав Михайлович отметил множество надписей на латыни, расположенных в разных частях гравюры. 

 

«Демокрит Абдерский смеялся, Гераклит Эфесский плакал, а Эпиктоний Космополит изобразил/обезобразил» — гласит надпись в декоративной рамке в левой части изображения.

 

Имя Эпиктоний Космополит сразу же отсылает нас к древнегреческому философу-стоику Эпиктету. «Космополит» же переводится с латыни как «обитатель» или «гражданин мира». Нельзя точно сказать, было ли это имя автора гравюры, имя изображенного шута или же вовсе обозначение самой картографии (иронично намекающее, что картография — дело шутов). Ясно одно — Эпиктоний Космополит изобразил, а точнее, обезобразил мир. 

 

Но как именно? Карта, которая изображена на лице шута, на самом деле была взята из атласа знаменитого нидерландского картографа Абрахама Ортелия, который был за несколько лет до публикации рассматриваемой гравюры. На «Шутовской карте» оригинал немного подкорректирован: изменились облик Земли и проекция, теперь напоминающая сердце.

 

Карта меняет привычный тип архетипа шута: лицо заменено материками и океанами, географической номенклатурой, математическими линиями, олицетворяющими новый научный порядок. Перед нами карта-маска, но тогда что под ней? Если на гравюре изображено становление лица картой — значит ли это, что карта ничего не скрывает, ведь приравнивается к лицу? А может быть, перед нами лишь оболочка шута? Ведь на изображении нет никакого намека на телесность…

 

Уже многие годы исследователи бьются над разрешением всех этих загадок. Благодаря Станиславу Михайловичу студентам удалось ощутить причастность к разгадыванию истинных намерений автора гравюры и потайных смыслах, вложенных в «Шутовскую карту».

Подробнее о "Карте мира шутовского колпака" читайте в статье Станислава Михайловича Гавриленко - "Когда лицо становится картой: онтография эпиктония космополита"


Автор текста: Арина Масловская