• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руководитель выставочного отдела ММОМА, выпускница 2025 года, Анастасия Казакова: «Магистратура стала местом возвращения к научным интересам»

В сентябре мы посетили выставку «Ирина Затуловская. Жизнь» в ММОМА с персональной кураторской экскурсией. Это мероприятие для нас было организовано выпускницей нашей программы Анастасией Казаковой. Мы расспросили ее об учебе и работе в одном из ведущих музеев страны.

Руководитель выставочного отдела ММОМА, выпускница 2025 года, Анастасия Казакова: «Магистратура стала местом возвращения к научным интересам»

Анастасия Казакова, из личного архива Анастасии

— Анастасия, спасибо, что нашли время для интервью. Подскажите, где Вы учились в бакалавриате?

Я родилась в Саратове, но обучение в бакалавриате проходила на кафедре музеологии Российского государственного гуманитарного университет в Москве.

— Как и почему Вы решили поступать на ОП «История художественной культуры и рынок искусства»? Что Вас привлекло? 

Данная образовательная программа заинтересовала меня междисциплинарным подходом, который широко применяет в Вышке. Также важным аспектом при выборе программы для меня стал преподавательский состав и список тем, возможных для изучения в рамках прохождения обучения.

— Поделитесь воспоминаниями об атмосфере обучения. Что особенно запомнилось?

Воспоминания скорее только положительные несмотря на то, что период обучения нашей группы пришелся на время кадровых изменений. Возможно, хотелось бы чаще общаться с одногруппниками и преподавателями вне стен университета, но мы все, как правило, совмещали работу и учебу, из-за этого времени на неформальное общение практически не оставалось, хотя, на мой взгляд, это очень важная часть учебного процесса.

Сейчас на нашей программе открыт Книжный клуб и клуб «Искусство выходного дня», где проходят встречи с представителями культуры и арт-рынка, чтобы у студентов и выпускников было больше возможности для неформального общения

— Какой у Вас был первый опыт работы? 

Мой опыт работы в сфере культуры начался практически 10 лет назад с экскурсионной и образовательной деятельности для дошкольников. На момент обучения в магистратуре, я уже работала, как и сейчас, в Московском музее современного искусства, где и проходила параллельно моя производственная практика.

Важно отметить, что первую музейную работа в Москве я смогла получить благодаря успешному обучению и практической работе в университете.

— Говоря о программе, какие предметы Вы можете выделить особенно?

Было много очень по-своему интересных курсов и лекторов, но особенно я бы отметила два предмета: «СССР и Исламский мир: изобразительное искусство и архитектура» Аббасовой Галины Эльбрусовны и «Живопись Северного Возрождения», курс, который читает Косякова Валерия Александровна. Всем студентам программы я бы рекомендовала обязательно выбрать эти дисциплины для изучения!


Анастасия Казакова, из личного архива Анастасии

— Что из опыта учебы оказалось наиболее полезным для Вашей работы? Как Вам помогает это в Ваших рабочих обязанностях? 

В рамках учебы в Вышке студент пишет такое количество текстов, что не научиться четко формулировать свои мысли в письменном виде просто нет варианта, что безусловно полезный навык для каждого гуманитария.

На момент учебы на программе «История художественной культуры и рынок искусств» я уже работала в сфере культуры и магистратура стала скорее местом возвращения к научным интересам и искусствоведческой деятельности, которой не всегда успеваешь заниматься, работая в выставочном отделе. Координация проектов и руководство выставочным отделом требует больших менеджерских способностей, я бы сказала, что учеба в Вышке стала некой отдушиной, местом, которое давало возможность не выгорать на работе, где это искусство и выставки, собственно, и создаются. Сейчас в мои должностные обязанности входит координация работы выставочного отдела ММОМА, выстраивание процессов между подразделениями музея в рамках подготовки проектов, ведение выставочного и финансового бюджетов. В общем, все что связано с выставками проходит через меня и моих сотрудников.

— Какая была у Вас тема дипломной работы? Почему Вам интересна эта тема?

Тема моей магистерской работы звучала как «Репрезентация гендера в женском перформансе. Отечественный опыт 2000-х годов». 

Мне было интересно проанализировать различные художественные стратегии репрезентации гендера в перформансе 2000-х годов в России. Женского искусства действия в 2000-х было не так много, поэтому было важно охватить работы ключевых героинь арт-сцены: Е. Ковылиной, М. Чуйковой, В. Сажиной, М. Перчихиной, Е. Морозовой, А. Мартыновой и группы «Фабрика найденных одежд», художницы Москвы и Санкт-Петербурга. Я постаралась посмотреть, как в российском контексте происходила адаптация глобальной гендерно ориентированной повестки. На мой взгляд, 2000-е годы — это уникальное, очень интересное время в отечественном искусстве, раскрыть исследовательский потенциал, которого, в полной мере, нам еще предстоит в будущем.

— На что бы Вы посоветовали обратить особое внимание студентам во время поступления и обучения?

В первую очередь стоит помнить, что учеба в магистратуре требует много времени и усилий, не стоит воспринимать это как дополнительную активность. Идя на программу «История художественной культуры и рынок искусств» абитуриенту, нужно заранее понимать какую тему он готов разрабатывать на протяжении двух лет, чтобы на этапе поступления и выбора учебного предметов формировать свой трек максимально эффективно.

Второй совет - начинаете писать магистерскую диссертацию сразу, понемногу, это очень сэкономит вам сил, времени и нервных клеток.

— Чему самому главному Вы научились на программе?

Лучше структурировать мысли и выстраивать свое рабочее и учебное время максимально эффективно. Возможно, синдром самозванца также покинул меня после получения заветного диплома искусствоведа)


Анастасия Казакова, из личного архива Анастасии

— Какие книги Вы бы посоветовали прочитать студентам, чтобы подготовиться к профессиональной жизни?

Читайте то, что пригодится вам в рамках выбранной научной сферы, спектр такой литературы велик. Для общего понимания профессии искусствоведа и жизни музейного сотрудника, я бы посоветовала сборник «Я поведу тебя в музей» - истории реальных людей, написанные с определенной долей юмора и безграничной любовью к выбранному пути.

— Поделитесь как Вы отдыхаете от работы и чем увлекаетесь?

Найти время на хобби получается не всегда, при возможности стараюсь больше гулять по городу, ездить в новые места, даже если это небольшой Подмосковный городок. Иногда вышиваю и выращиваю комнатные растения.