• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

 ИХКРИ_Концепция НИС магистерской программы_Текст_22.12.2014 (DOC, 45 Кб)

 

Задачи научно-исследовательского семинара:

  • обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры;
  • формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации;
  • обеспечение необходимой методологической и методической подготовки магистра в соответствии с целями и задачами его магистерской диссертации;
  • формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов;
  • введение в междисциплинарные практики исследования, знакомство с основными релевантными концепциями различных школ искусствознания, реставрации, отечественными и зарубежными концепциями коллекционирования и музейного дела;
  • выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей, выступления на конференциях);
  • формирование навыков участия в научно-исследовательских проектах по тематике магистерской программы, включая навыки администрирования проектной работы;
  • выработка опыта оценки художественной значимости объектов художественного и букинистического рынков, а также профессиональной этики участников арт-рынка.

Важнейшая задача семинара – сделать научную работу преподавателей и студентов не просто базовым элементом учебного процесса, но и местом практического освоения достаточно сложных курсов данной магистерской программы

 

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения в магистратуре. Он предусматривает регулярные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Ответственность за организацию несет академический руководитель магистерской программы.

В рамках научного семинара реализуются различные формы работы со студентами:

  • заслушивание докладов ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также профессионалов, имеющих опыт работы на антикварном и художественном рынке;
  • обсуждение тематики курсовых работ студентов магистратуры первого года обучения;
  • рассмотрение тем магистерских диссертаций с учетом представленных студентами обоснований;
  • представление на заседаниях семинара развернутых планов магистерских диссертаций;
  • проведение предварительных защит магистерских диссертаций.

Для студентов первого года обучения семинар предполагает выступления преподавателей магистерской программы, которые делятся опытом собственной исследовательской работы, опытом участия в формировании музейных и библиотечных коллекций, атрибуции и реставрации произведений изобразительного искусства, книг и гравюр, памятников материальной культуры, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских и маркетинговых проектов и полученными результатами. Акцент делается на осмысление использованных методов и подходов в исследовательской  и практической деятельности. Это поможет магистрантам выбрать тему курсовой работы, а в будущем и магистерской диссертации, которая рассматривается в рамках научно-исследовательского семинара как самостоятельный исследовательский проект магистранта.

В течение всего периода обучения в семинаре магистранты выявляют, отбирают и анализируют литературу по предлагаемым в программе дисциплинам, в музеях и библиотеках учатся составлению научных и охранных описаний памятников, апробируют способы реконструкции истории создания и бытования памятника. В семинаре магистранты анализируют итоги проделанной ранее научной работы с целью выбора дальнейшего направления исследований в рамках данной магистерской программы. Анализируются и обсуждаются промежуточные результаты исследования, его проблемного поля, особенностей работы с источниками, концептуальных вопросов и форм презентации научных результатов.

 

Примерная структура исследовательского семинара

Первый год обучения:

1 модуль – «Лаборатория исследователя памятников художественной культуры» (требования к магистерским курсовым работам, определение темы, выбор методологии и методов прикладного исследования, составление проспекта, формирование структуры работы, оформление научно-справочного аппарата).

2 модуль – «Оценка современного состояния исследований памятников изобразительного искусства и материальной культуры» (составление библиографии исследовательской темы, работа с информационными ресурсами музеев, библиотек, аукционных домов, электронными информационными ресурсами, комплексом справочных и информационных изданий; создание тематической базы данных и персонального каталога).

3 модуль – «Научная традиция темы и ее значение в практической работе с объектами культурного наследия» (подготовка раздела курсовой работы, включающего анализ историографии исследовательской проблемы, изучение каталогов выставок и коллекций, подготовка рецензий).

4 модуль – «Исследовательские подходы к теме» (выделение концепций; обоснование периодизации этапов изучения темы, хронологии подъемов и спадов в общественном интересе к избранному комплексу памятников, определение релевантности исследовательской рамки; анализ дискурсов, аналитический и документальный языки исторического письма).

 

Второй год обучения:

1 модуль «Коллекция памятников как исследовательский объект» (особенности трудов по истории формирования различных типов коллекций и собраний; назначение исследований в области истории собирательства и музейного дела; научные стандарты профессии; профессиональная этика и ее нарушения).

2 модуль «Круглые столы и иные формы обсуждения рукописей и публикаций» (приглашение авторов научных работ, выставок и новейших музейных экспозиций для коллективного анализа результатов их творчества).

3 модуль «Обсуждение состояния магистерских диссертаций» (формулировка исследовательской проблемы, актуальности исследования, практической значимости, историографии проблемы, цели и задач исследования, структуры квалификационной работы).

4 модуль «Правила и репетиция публичной защиты» (вступительное слово, логика защиты, система аргументации и ответы на вопросы, проведение предварительной  защиты).

 

Отчетность студентов по семинару

В качестве рубежного контроля предусматриваются зачеты в соответствии с учебным планом. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценок результатов, отражающих различные этапы выполнения курсовой работы и магистерской диссертации, презентаций, выступлений с докладами и сообщениями и участия в коллективных обсуждениях. При этом учитываются работа в научно-исследовательских проектах, публикации статей, выступления на научных конференциях по проблематике семинара.

 

Обязательными для студента первого года обучения являются:

  • представленный на семинаре проект курсовой работы;
  • реферат с анализом научной литературы по выбранной теме;
  • представленная для обсуждения в ходе предзащиты курсовая работа;
  • работа в научно-исследовательском проекте и проекте подготовки выставочной или музейной экспозиции.