• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От Казимира Малевича до студии Eburet:

как развивался отечественный дизайн, начиная с 1915 года

В рамках внеучебных занятий студентов магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» состоялась встреча с директором Московского музея дизайна Александрой Николаевной Саньковой и кураторская экскурсия по выставке «110 | Российский дизайн 1915–2025» в Западном крыле Новой Третьяковки, проведённая ассистентом куратора Марией Заславской.

Александра Николаевна рассказала о создании первого в России музея, посвящённого дизайну: о концепции мобильного музея, трудностях реализации и формировании коллекции, а также о том, как рождался масштабный выставочный проект, охватывающий более века отечественного дизайна.

Экскурсия Марии Заславской познакомила студентов с ключевыми этапами развития российского дизайна. Выставка открывается 1915 годом и идеями супрематизма Казимира Малевича, впервые представленными на выставке «0.10». В тот же год супрематические мотивы впервые вошли в бытовые предметы –супрематические вышивки и ковры были представлены на выставке «Современное декоративное искусство». В Витебске, где Малевич преподавал с 1919 года, группа «УНОВИС» воплощала идеи нового искусства в оформлении быта — супрематическую посуду создавали Николай Суетин и Илья Чашник, а плакаты и вывески оформлял Эль Лисицкий. Отголоски супрематизма заметны и сегодня — например, дизайнер Иосиф Брин в 2024 году создал стол «Тачка», вдохновлённый плакатом Лисицкого «Клином красным бей белых».

В 1920-е годы формируется конструктивизм, провозгласивший функциональность и массовую доступность. В ВХУТЕМАСе под руководством Родченко, Татлина и Лисицкого зародились первые отечественные школы дизайна. Принципы функциональности и тиражности оказали влияние на мировое развитие дизайна — от спецодежды Варвары Степановой до плакатов «Реклам-конструктора „Маяковский — Родченко“». В 1930–1950-х конструктивизм эволюционировал в постконструктивизм с более мягкими формами, что проявилось, например, в светильниках Абрама Дамского — «СК-300» и «Люцетта».

В этот же период активно развивался агитационный дизайн. Короткие лозунги и узнаваемые образы создавали понятный каждому визуальный язык пропаганды, а ткани Ивановской мануфактуры с производственными мотивами распространяли идеи индустриализации и электрификации даже без слов.

В 1930–1950-е формируется стиль неоклассики, противопоставленный авангарду. Сочетание классицизма, ампира и барокко с государственной символикой и монументальностью отражало стремление власти создать образ сильного и могущественного государства.

В 1960–1970-е в моду входит «космический модернизм»: темы освоения космоса пронизывали дизайн от архитектуры до быта. Техника с названиями «Ракета» или «Сатурн» символизировала скорость и прогресс, а выставка «Искусство в быт» (1961) заложила основы современного подхода к интерьеру.

В 1970–1980-е идеи функционализма оформились в системный подход во ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики), объединявший разработку продукции и коммуникацию с потребителем. Среди проектов — объединявший все электрические устройства в доме радиокомплекс «Сфинкс», который предвосхитил повсеместную сейчас концепцию умного дома. Хотя многие проекты не были реализованы, именно они сформировали основу современного дизайн-мышления.

Заключительная часть выставки посвящена постмодернизму и современному дизайну с 1990-х годов. Уставшее от унификации поколение ищет индивидуальность и игру форм и красок. Примеры — заигрывающие и интересные по формам и цветам стулья и табуреты студии Eburet из переработанного пластика, проект «стула-гардероба» от Annki Studio и «Стокманн», исследующий нашу повседневную привычку вешать одежду на стулья.

Современные дизайнеры активно обращаются к национальному культурному коду. Светильники Folklore Юлии Никифоровой отсылают к дымковской игрушке, а керамические часы бренда «Лукоморье» — к сказочным сюжетам. Другие авторы черпают вдохновение в советском прошлом: в эстетике автоматов с газировкой, неваляшек и архитектуры брутализма. Так, бренд mac’shance store создаёт уютные ночники-панельки, превращая «городские» формы в камерные.


Выставка «110 | Российский дизайн 1915–2025» позволила студентам магистерской программы по-новому взглянуть на историю искусства XX века как на предтечу современного дизайна и познакомиться с актуальными тенденциями в работах молодых дизайнеров.

Автор текста: Карина Шаханова
Авторы фотографий: Карина Шаханова, Дарья Бобина, Майя Рыбникова