• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От антикварной лавки до Рубенса:

как искусствоведы находят авторов шедевров

В прошедшую субботу в Центре Вознесенского прошла очередная встреча нашего клуба «Искусство выходного дня». Нашим гостем был Алексей Олегович Ларионов — ведущий научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Эрмитажа, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета, известный специалист по истории Северного Возрождения.

Алексей Олегович поделился с нами потрясающими историями о проблеме атрибуции — крайне важной теме для тех, кто занимается историей искусств. «Атрибуция — не венец и не главная задача искусствоведа, но без неё история искусств невозможна — это фундамент».

В своём рассказе Алексей Олегович остановился на трёх произведениях западноевропейского искусства 16-17 веков — портрете, сюжетной картине и рисунке. Каждая из работ скрывает в себе удивительную историю не только создания, но и последующего анализа.

С женским портретом, найденным в небольшой антикварной лавке в Санкт-Петербурге, к Алексею Олеговичу обратились с обыденным вопросом: «Стоит ли брать?». Разумеется! Ведь теперь эта работа находится в коллекции Эрмитажа. Алексей Олегович определил, что работа очень похожа на портрет Марии Венгерской (младшей сестры Карла 5, штатгальтера Нидерландов) из музея в Будапеште. Молодая женщина во вдовьем покрывале — яркий и узнаваемый образ. Но кто же автор этой работы? На нашем портрете очень необычно тоненькими штрихами написаны ресницы, безусловно, это признак почерка автора. Сопоставив многие факторы, Алексей Олегович пришел к выводу, что автором портрета был нидерландский художник Ян ван Хемессен, который в 1534-35 работал при дворе Марии Венгерской и на чьих работах мы видим примеры тех самых ресниц. Эта история прелестна чистотой жанра, на входе не знаем ничего, а на выходе знаем абсолютно все — кто писал, когда, кого изображал, с какими произведениями связано. Идеальный пример удавшейся атрибуции.

Однако не всегда все складывается таким идеальным образом. Сюжетная картина «Искушения святого Антония» неизвестного авторства из фонда «Б» Эрмитажа наводила на мысль об одном известном нидерландском художнике. Святой Антоний — любимая тема Иеронима Босха, бесы, черти, сено, монстры: все нам знакомое. У всех возникла мечта, что это неизвестный доселе Босх... Но нет. Босх гораздо сложнее, гораздо тоньше по живописи, его персонажи — символы грехов, а не люди, совершающие грехи, это фантасмагорический мир, не телесный. От идеи о Босхе пришлось отказаться. Алексей Олегович нашел ключ к разгадке в работах крайне редкого художника, последователя Босха, известного как Псевдо Ян Велленс де Кок, работавшего в 1520-х годах. Одинаковый типаж героев на картинах, множество сюжетов посвященных Святому Антонию. Именно такая сложная работа и есть настоящая атрибуция — локализация во времени и пространстве, собирание разных фактов в цельную картину.

История с рисунком особенно запала в душу всем слушателям. Это натурный рисунок, замечательно выполненный портрет, в котором есть характер, харизма и выразительность. Кто же его подлинный автор? Ответ вас по-настоящему удивит: рисунок принадлежит руке знаменитого нидерландского живописца и рисовальщика Питера Пауля Рубенса! История берет начало с кладовой в мастерской Рубенса в Антверпене, где хранились зарисовки художника. Однако автором портрета мог быть кто угодно, чья работа оказалась у Рубенса в мастерской. И тут стоит вспомнить картину Рубенса «Маркеза Мария Гримальди и ее карлик» из частного собрания. Карлик на ней — точная копия портретного наброска! При этом разбираемый нами рисунок не мог быть срисован с этой картины: взгляд и наклон головы другие. Более того, это точно натурный портрет человека, образ которого затем возникает и в дальнейших работах Рубенса. Это сенсационное открытие — новый тип рабочего наброска Рубенса. Таких серьёзных по задаче портретных рисунков до этого у Рубенса мы не знали. Осталось оповестить мировое сообщество и окончательно объявить, что и в России есть такое редкое произведение великого художника!