• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнения наших слушателей Искусство учиться

«Мы живем во время»… тут каждый подставит свое определение, но чем независимее человек от времени, в котором он живет, тем с большей вероятностью он закончит: «…огромных возможностей». Каждый определяет для себя эти возможности по-своему – кто-то отдается хобби, кто-то путешествиям и прогулкам, кто-то собирает и читает книги, кто-то проводит время с друзьями, кто-то сочетает это все и продолжает учиться – независимо от возраста.

         Жить и учиться весь свой век сейчас не проблема, надо только понять главное – чего вы хотите, какая мечта о знании пока не воплощена, для чего это знание вам нужно – кому-то просто так, ради самого знания, интересной жизни и расширения горизонтов эрудиции, а кому-то для расширения горизонтов профессиональных. И когда необходимые языки были худо-бедно выучены, люди потянулись к вечному. К прекрасному. К искусству.

         Искусствоведение всегда относилось к наиболее элитарным занятиям, а сами искусствоведы – известные снобы. Ну как же, если человек может объяснить вам, почему одна картина плохая, а картина другая – хорошая и не оперирует при этом понятиями вроде «а вот мне нравится», значит, он обладает знанием. Представьте себе, каким знанием надо обладать, чтобы все-таки разъять на атомы гармонию и объяснить, как понимать произведения искусства, уметь их видеть, читать и расшифровывать.

         Дело не в историях о художниках, которые вы можете во множестве встретить в Интернете и популярных книжках (хотя – как же без Вазари), речь идет о настоящем, профессиональном понимании искусства, и если наивный любитель импрессионистов или Малых голландцев думает, что при обучении истории искусства ему будет легко и бездельно, он ошибается. Вам понадобится история как таковая (отдельная наука), масса всяческой методологии и теорий, в вашу жизнь войдут новые имена и книги, без которых нет искусствознания («Вельфлин и Виппер слушают нас»), вы узнаете, что учебников по искусствоведению принципиально не существует, и разведывать этот пласт культуры можно только боем. Что уж и говорить о как бы простом и интересном – самой истории искусства: придется и в палеолитическую пещеру пробраться через подводный вход, и реконструировать по прорисовкам исчезающие на глазах памятники Месопотамии, и посчитать соотношения измерений пирамид, и понять, как античность спряталась на Востоке, посмотрела на нас глазами Фаюмских портретов, переварилась пришлыми европейскими племенами и воскресла ближе к Возрождению (вернее, к нескольких возрождениям).

         Москва предлагает сейчас огромное количество искусствоведческих лекториев, но если вы решите, что готовы не просто послушать интересненькое за чашкой чая, а получить образование, вам в Национальный университет Высшая школа экономики, на Старую Басманную, где собрались ныне лучшие искусствоведы и историки – не только Москвы, но всей России.

         Динара Дубровская,

магистр образовательной программы

«История художественной культуры и рынок искусства»