• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студентка 1 курса Наталья Гашенина стала куратором выставки «Александр Смородинов. Прикосновение»

23 ноября 2015 г. в Объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева города Орла открылась выставка «Александр Смородинов. Прикосновение», посвященная 60-летию со дня рождения художника. Куратором выставки выступила студентка 1 курса магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» Наталья Гашенина

Студентка 1 курса Наталья Гашенина стала куратором выставки «Александр Смородинов. Прикосновение»

Уже почти десять лет я занимаюсь сохранением наследия Александра Смородинова. Помогала организовывать выставки, участвовала в выпуске каталогов и создала веб-сайт, посвященный художнику. Эта небольшая выставка стала моим первым самостоятельным проектом. Сил и уверенности в успехе мне придали знания, полученные в ВШЭ, и атмосфера любви к искусству, к художествненному творчеству, в которую я попала, поступив на магистерсткую программу в Школу исторических наук ВШЭ.

На магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства» я пришла с четким пониманием, что без глубоких системных знаний заниматься сохранением и популяризацией творчества художника невозможно. Занятия, проводимые высококлассными преподавателями, как мазки, складываются перед моими глазами в картину моего будущего профессионального пути. Нет ни одного бесцельно проведенного часа, а процесс обучения вызывает только восторг!

В текущем учебном году я планирую выполнить курсовую работу на тему «Творческая биография художника А. В. Смородинова (1955-2007): опыт реконструкции». Я очень благодарна моему научному руководителю Мариам Николаевне Никогосян, которая относится к выбранной мной теме не как к «очередной теоретической разработке», а как к действительно значимой научной проблеме. Современное искусствоведение находится в самом начале пути изучения творчества художников 1990-2000-х годов. Для искусствоведов и историков это очень сложный период, так как он близок нам по времени и сложен для непредвзятой интерпретации.  Тем не менее, именно сейчас, чтобы не потерять важные для понимания творчества художников этого периода документы и сохраненную современниками память о встречах с художником, нужно правильно собрать архивы, записать мемуары, научно описать творческое наследие, пока оно еще полно и не разошлось по частным коллекциям и музеям или не исчезло бесследно. Так могло бы произойти и с наследием А. В. Смородинова.

Александр Смородинов. Странник. 1992. Холст, масло. 50х39

В этом году члену Санкт-Петербургского Союза художников Александру Викторовичу Смородинову исполнилось бы 60 лет, если бы не тяжелая болезнь, слишком рано и его ранний уход из жизни. Его творческая судьба сложилась так, что он умер на взлете, в расцвете своего таланта, в период работы над росписью Троице-Васильевского храма г. Орла, вдохновившей его на создание серии восхитительно чистых и светлых акварелей и станковых полотен.

 

Орловцам Александр Викторович близок тем, что его школьные годы прошли в этом городе, где он с юных лет увлекся рисованием, окончил детскую художественную школу, после службы в ВДВ осваивал мастерство художника-оформителя в Орловском художественном училище, выполнял свои первые монументальные работы, готовясь к поступлению в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.

Сейчас большая часть творческого наследия А. В. Смородинова хранится в коллекции его семьи, в Орловском музее изобразительных искусств и в Белгородском государственном художественном музее, в Орле и Белгороде проходили и персональные выставки уже после смерти художника.

Среди работ периода 1990-х годов обращают на себя внимание сложные по психологической напряженности сюжетные произведения с глубоким смыслом. Его творения отразили время, ставшее тяжелым психологическим, экономическим, политическим и духовным испытанием для художника, как и для всей России.

Александр Смородинов. Гады. 1995. Холст, масло. 100х120

С момента копирования древнерусских росписей в Ферапонтово и Пскове, которым он занимался, обучаясь в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, Смородинов не оставляет религиозные темы в своем творчестве. Это отражается и в акварельных работах, и в живописных композициях.

Александр Смородинов. Золотые купола. 1995. Бумага, акварель. 42х60

На выставке, открытой в ноябре 2015 г. в Орле, можно прикоснуться к творчеству художника, увидев лишь незначительную часть созданных им произведений. Но и эти работы показывают значение человеческого и духовного пути Александра Викторовича Смородинова.

Наталья Гашенина

 



Александр Смородинов. Без названия. 2002. Бумага, акварель. 42х59,5

Александр Смородинов. Всевидящее око. 2005. Бумага, акварель. 42х59,5