• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моими руками… Молодые реставраторы о своей миссии

Студентка второго курса «Истории художественной культуры и рынка искусства» Вероника Никишова взяла интервью у молодых реставраторов об их профессии. Публикуем ответы нашей выпускницы, Анастасии Грузновой, научной сотрудницы реставрационной мастерской керамики и стекла ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.

Задумываясь о своем пути в мире искусства, мы зачастую выбираем, будем ли мы его создавать, изучать… или спасать. «Я один сейчас отвечаю за этот квадратный сантиметр… перед каждым потенциальным зрителем» - реставрация это и ответственность, и невероятное чудо, позволяющее дополнять по крупице картину культурного наследия.Миссия быть реставратором (а я считаю, что это именно миссия) сейчас все больше ложится на плечи молодых специалистов.⠀

Предметы, пришедшие на реставрацию – это не просто часть истории, но как красиво сказала Настя, - свидетельство существования их владельцев. Поэтому, реставраторру приходится быть хоть немного, но путешественником во времени. Чтобы не навредить - они мыслят как люди прошлого, присматриваясь к функции вещи и материалам, из которых она создана. А чтобы ее сохранить, перемещаются в 21 век, к материалам сегодняшнего дня, которые не введут в заблуждение будущих исследователей и позволят максимально аккуратно выполнить все необходимое. Новый облик вещи не придумывается и не создается заново, он научно обосновывается, и за очень редким исключением – «реставрация заканчивается там, где начинается гипотеза» (Венецианская хартия, 1964 г.)

С годами, каждый реставратор, как мне кажется, начинает на каком-то интуитивном уровне чувствовать как идет время для каждого памятника и таким же магическим образом узнает, как его «остановить». Но если для нас это волшебство, то для кого-то - труд и непрерывный образовательный процесс. Так кто он, молодой реставратор?

 

Что для тебя реставрация:

Я смотрю на реставрацию с точки зрения исследователя, так как я все же больше теоретик, чем практик.

Мне кажется, реставрация - способ соприкоснуться с историей. Ведь реставраторы буквально могут потрогать предмет, посмотреть, что у него внутри. Часто это приводит к маленьким открытиям, например, при демонтаже большой фарфоровой вазы, обнаруживается клеймо фабрики, которое раньше никто не видел. Со временем из этого рождается доклад или научная статья и получается, что это маленькое открытие тоже оставляет след в истории.

__

О возрасте и доверии:

В команде много молодых?

Такая профессия передается в буквальном смысле из рук в руки, младшие учатся у старших, и коллектив каждого отдела реставрации представляют разные поколения.

Как к вам относится «старая гвардия?»

При слове «старая гвардия» представляешь эдаких консерваторов-снобов, которые никого не допускают к своим сакральным знаниям и умениям. Такие люди, вероятно, встречаются во всех сферах, но если ты хочешь быть хорошим реставратором, надо все время быть в тренде, развиваться, учиться и учить, чтобы твоё дело продолжалось. Мне повезло со старшими коллегами, они именно такие активные люди и хорошие учителя.

Вам доверяют?

Вообще реставрация это не вопрос доверия. N знает M три года, поэтому доверяет ей работу над японской фарфоровой вазой с лаком уруси -  это немножко не так работает. Реставраторы, которые работают с культурными ценностями, имеющими государственное значение, проходят аттестацию министерства культуры. Соответственно, реставратор, допускается к той или иной сложности работ только в соответствии со своей категорией.

__

Будущее реставрационного дела:

Реставрация будущего использует прогрессивные технологии и материалы в соответствии с общепризнанными правилами научной реставрации (в реставрации керамики уже сейчас активно внедряется 3D печать).

Но на практике мы можем наблюдать нездоровую тенденцию. Люди часто гонятся за внешним лоском, быстротой, иногда даже дешевизной, за которыми история в прямом смысле слова стирается: предметы полностью  заменяются «новоделом», закрашиваются,  доделываются в соответствии с фантазией непрофессионала с использованием необратимых материалов,  создающих дополнительный риск разрушения и утраты.  К сожалению, такое часто  можно увидеть сегодня в реставрации архитектуры.

__

В трех предложениях о своей области:

Реставраторы керамики и стекла работают с широким спектром предметов: это и различные археологические находки, и утилитарные предметы (чайник или чашка), предметы интерьера (зеркала, канделябры), скульптура и мелкая пластика, архитектурный декор (изразцы, витражи).

Мы имеем возможность прикоснуться к предметам, созданным ещё до нашей эры, потому что среди свидетельств прошлого археологи чаще всего находят именно стекло и керамику.

И как и в каждой области реставрации, здесь тоже есть специфическая методология работы.

 

Полное интервью можно прочитать в инстаграме Вероники (@vniki)