• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Октябрь

Будущая профессия

При разработке программы авторы ориентировались на специфические вызовы современного искусствоведческого образования и актуальные потребности художественного рынка.

К числу важнейших проблем традиционного искусствоведческого образования можно отнести: 

  1. построение образовательных программ по истории искусства с акцентом на шедеврах преимущественно западноевропейского и русского искусства; 
  2. оторванность традиционного курса истории искусств от общекультурного и исторического контекста; 
  3. отсутствие знаточества, нарабатываемого постоянным контактом с вещами, предметами искусства и, как следствие, отсутствие необходимых знаний по технике и технологиям различных видов изобразительного и прикладного искусства; 
  4. незнание экономических и правовых основ функционирования художественного рынка.

Существующие недостатки искусствоведческого образования сказываются на уровне научной исторической и искусствоведческой экспертизы. В то же время музейный и выставочный дизайн, а также всё, что связано с популяризацией искусства, в значительной мере отдано на откуп менеджерам, зачастую лишенным базового исторического и искусствоведческого образования. В настоящее время люди, работающие в этой сфере, — администраторы, “арт-менеджеры” и др. — для получения соответствующей квалификации вынуждены довольствоваться разного рода краткосрочными курсами, как правило, лишенными минимальной академической поддержки и оторванными от университетов. Подготовка экспертов по различным видам изобразительного и прикладного искусства, памятникам истории и культуры, обращающимся на художественном и антикварном рынке, на уровне высшего образования не ведется.

Между тем, область применения знаний в области истории культуры и искусства в последние двадцать лет претерпела значительные изменения. Так, в самостоятельную область выделилась деятельность по организации выставок, частных и общественных художественных галерей и музеев, фестивалей, массовых культурных мероприятий и пр. Успешное осуществление этой деятельности, близкой по своей сути к предпринимательской, помимо традиционной искусствоведческой подготовки требует специальных экономических и правовых знаний, а также управленческих навыков. Высшее образование откликнулось на это требование введением в соответствующие образовательные программы специальных курсов по арт-менеджменту и открытием при отделениях истории искусств соответствующих годичных и двухгодичных курсов, программ второго высшего образования и т.д. 

Последние два десятилетия отмечены также резким ростом интереса к произведениям искусства и антиквариату со стороны коллекционеров. Само коллекционирование произведений изобразительного и прикладного искусства, а также предметов старины (мебель, посуда, музыкальные инструменты, оружие, старинные рукописи и издания, ювелирные изделия и т.д.) получает все более широкое распространение. За последнее время значительно выросло число антикварных салонов и магазинов, проводятся аукционы произведений искусства; в России открыты отделения крупнейших аукционных домов «Сотбис», «Кристис», «МакДуглас» и др. Как и во всем мире, приобретение произведений искусства рассматривается в России как один из наиболее востребованных способов надежного и доходного размещения капитала. Считается, что выгода вложений в данном рыночном сегменте сопоставима по доходности с венчурным инвестированием. Причем волатильность рынка искусства менее высока, что является главным преимуществом при долгосрочных инвестициях. Авторитетный индекс Мея-Мозеса (Mei/Moses Fine Art Index) за последние 50 лет показывает среднегодовую доходность от инвестиций в произведения искусства на уровне 12,6%. Потенциальная емкость российского арт-рынка, включающая условную оценку стоимости только открытых коллекций произведений искусства, по разным данным, составляет порядка 1,5 млрд. долларов США. Можно констатировать, что, хотя и с определенными трудностями и особенностями, у нас в стране формируется рынок произведений искусства и антиквариата, который становится частью мирового арт-рынка.

Важнейшую роль в функционировании этого рынка играют эксперты-профессионалы. Именно заключение эксперта является определяющим при установлении стоимости произведения искусства, причем не только при его продаже и покупке, но и при страховании, а этот вид деятельности также получает в России все большее распространение. Роль экспертов в этих процессах является ключевой и решающей, поскольку в отличие от иных видов собственности, оценка которых основана на определенных разделах экономической науки, для оценки произведений искусства и антиквариата нет теоретической базы, и в настоящее время в этом виде оценочной деятельности отсутствуют существенные механизмы регулирования. Оценка произведений искусства и антиквариата является специфическим видом деятельности, базирующимся на искусствоведческой и исторической научно-исследовательской работе. Особенности оценки произведений искусства, в том числе антиквариата, обусловлены большой степенью индивидуализации объектов оценки, а сам процесс оценки базируется на проведении экспертизы и получении рыночной информации. При этом обычная искусствоведческая экспертиза, основанная на знании истории искусства, не всегда может дать ответы на вопросы об авторстве, месте и времени создания произведения без решения вопроса о подлинности. А для того, чтобы отличить подделку от подлинника, необходимы специальные знания о произведении: особенностей техники автора, использованных им материалов и ряда других важных параметров, определяющих статус объекта оценки. Помимо навыков искусствоведческой экспертизы, эксперт должен обладать знаниями рынка антиквариата и произведений искусства. Недостаточное понимание специфики рынка может привести к серьезным ошибкам в определении рыночной стоимости. С развитием в последние годы рынка произведений искусства, в особенности антикварного, появилось большое количество подделок и фальшивок, причем изготовители подделок постоянно совершенствуют свое мастерство, вследствие чего фальшивка порой приобретает самостоятельную художественную ценность. По этой причине, помимо проведения искусствоведческой экспертизы, зачастую возникает необходимость в проведении технико-технологической экспертизы, включающей в себя физические и химические методы исследования. Исследователь, проводящий такую экспертизу, помимо собственно исследовательских методов должен обладать знаниями в области исторического материаловедения, истории методов и технологий, использовавшихся при создании произведений искусства и объектов материальной культуры. 

Развитие в России рынка искусства постоянно увеличивает потребность в экспертах, в то время как сама эта специальность продолжает оставаться редкой, число профессиональных экспертов невелико и явно не соответствует потребностям. При этом в России почти полностью отсутствует институт независимой экспертизы, что способствует разного рода мошенничеству и фальсификациям, в связи с чем с недавнего времени осуществляется аттестация экспертов по культурным ценностям, призванная повысить ответственность занятых в этой сфере специалистов и создать более благоприятные условия для оборота произведений искусства и формирования частных коллекций. Между тем, подготовка экспертов по произведениям искусства на университетском уровне до сих пор не ведется ни в одном из вузов России.

Цель данной магистерской программы – заполнить эту профессиональную лакуну, предложить такое образование, которое, не отказываясь от фундаментального знакомства с историческими основами искусствознания, позволит студентам получить актуальную профессию, связанную с искусством.

Компетенции

Профессиональная компетенция будущих выпускников охватывает следующие виды профессиональной деятельности:

  • экспертизу произведений искусства, предметов антиквариата;
  • научную деятельность в области истории искусств и искусствознании,
  • преподавательскую деятельность;
  • коммерческую деятельность в сфере искусства (“арт-бизнес”);
  • профессиональную художественную критику;
  • формирование и осуществление государственной и муниципальной политики в области культуры и искусства;
  • охрану историко-культурного наследия, взаимодействие с частными инвесторами, общественными и религиозными организациями.

Востребованность историко-культурного и искусствоведческого образования в России не вызывает сомнений. На это указывает популярность соответствующих отделений и факультетов крупнейших вузов. Опыт преподавания истории искусства в НИУ ВШЭ также показывает высокий уровень интереса студентов к этой проблематике. Предлагая новую концепцию академического образования, данная программа учитывает как положительные стороны отечественной традиции, так и фактически игнорируемый в России опыт крупнейших западных институтов (институты искусств Сотбис, Гарвардского и Йельского университетов, Школы изящных искусств и Высшей школы социальных наук). Настоящая программа разрабатывалась совместно с генеральным директором компании «Сотбис Россия и СНГ» Михаилом Каменским, при участии Института искусств Сотбис (Лондон) – одного из крупнейших и наиболее авторитетных международных центров подготовки специалистов-искусствоведов для работы на художественном рынке, имеющим более чем сорокалетний опыт в этой сфере.

Учебный план

Учебный план магистерской программы «История художественный культуры и рынок искусства», составлен таким образом, чтобы дать студентам основательные профессиональные знания по истории искусства, а также подготовить их к работе более широкого профиля, чем это было возможно до сих пор. Предлагается обновить не только общую структуру обучения, но и содержание курсов. В отношении к существующей в России практике преподавания истории искусства новыми являются следующие предлагаемые подходы:

  • основная работа студентов переносится в научно-исследовательские семинары, являющиеся своего рода мастерскими по выработке профессиональных навыков работы с памятниками культуры, изобразительного или прикладного искусства;
  • история искусства не ограничивается историей шедевров зарубежного и русского искусства: пристальное внимание уделяется не только мейнстриму, но и рядовым произведениям, которые на существующих искусствоведческих отделениях почти не изучаются, хотя привлекают внимание на мировом художественном рынке. При этом история искусства, представленная в программе целым рядом проблемно-ориентированных курсов, изучается как элемент культуры различных эпох и народов, как выражение присущих им эстетических и этических представлений, в свою очередь тесно связанных с материальным миром и историческим контекстом;
  • изучение искусства происходит в постоянном контакте с произведениями через музейные, реставрационные и архитектурные практики. Сочетание теории и непосредственного опыта работы с артефактами превращает историко-теоретическую подготовку в подлинное знаточество, а отвлеченное знание — в плодотворную любовь к предмету собственных занятий;
  • изучение менеджмента и государственного управления сферой искусства, законодательства в области культурной политики, экономических и правовых основ функционирования художественного рынка (в том числе на курсах смежных подразделений НИУ ВШЭ) позволит нашим выпускникам быстрее интегрироваться в профессию.