• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
25
Апрель

Екатерина Демидченко: «В ВШЭ я ценю корпоративную культуру, отношениями между студентами и преподавателями, практико-ориентированный подход к образованию».

Интервью Екатерины Демидченко, студентки первого курса образовательной программы «Социально-экономическое и политическое развитие Азии».

Меня зовут Екатерина Демидченко, я люблю современное искусство, арт-хаус и авторское кино, знаю хинди и урду и учусь на первом курсе магистратуры по программе «Социально-экономическое и политическое развитие Азии».

Хотела бы поделиться своими наблюдениями о программе.

 

Расскажи о своем опыте и образовании до поступления на магистерскую программу Вышки?

Я закончила бакалавриат МГИМО МИД России по направлению Зарубежное регионоведие с языками хинди и урду. В МГИМО я занималась исследованиями преимущественно по Южной Азии, включая исторические аспекты, а также вопросы внутренней и внешней политики стран региона.

Могу сказать, что у меня была достаточно активная студенческая жизнь, я участвовала в различных студенческих клубах Научного Студенческого Общество МГИМО (Индо-иранском, Англо-саксонском, сотрудничала с Китайским и Африканским клубами), международных форумах, саммитах и научных конференциях, организовывала выставки в МГИМО, Посольстве Индии и Американском центре в Москве при Посольстве США. Думаю, самыми яркими воспоминаниями за годы бакалавриата стали поездки на международные форумы в Индию и Пакистан и обучение в Американском университете в г. Вашингтон по программе обмена, где я изучала политику США, безопасность в Азии и современное искусство.

В Пакистане я участвовала в 3-м Международном молодежном саммите в Лахоре, посвященном целям устойчивого развития и их реализации в разных странах. Для меня этот саммит стал важным и ценным опытом и с точки зрения научно-академических целей (поскольку в тот период я готовила материалы по Китайско-пакистанскому экономическому коридору и его влиянию на социально-экономическое положение населения Белуджистана в рамках своей стажировки в Institute for Policy Studies в г. Вашингтон), и с точки зрения дипломатии. Так, мне удалось пообщаться с пакистанскими сенаторами, представителями администрации Белуджистана, учеными из Лахорского университета, журналистами из «Pakistan Politico» и «Voice of Balochistan» и пакистанскими студентами. Я прочувствовала специфику страны, посетила Исламабад, Лахор (провинция Пенджаб), Кветту (провинция Белуджистан), увидела, какой Пакистан «изнутри»: отстраивающийся заново, укрепляющий национальную безопасность и создающий новый имидж устойчивого, открытого и дружелюбного государства. Наиболее показательными для меня была церемония (так называемая церемония отбоя) на индийско-пакистанской границе в г. Вагах, во время которой происходит парад пакистанских рейнджеров и бойцов пограничной войск Индии, которые обмениваются приветствиями и спускают флаги стран. Эта церемония – олицетворение, с одной стороны, непрекращающейся конкуренции и соперничества, с другой, попытки сближения и примирения. Для меня происходящее было удивительным воплощением национализма: индийцы и пакистанцы, которые смотрели парад, находились на двух разных стадионах, разделенных границей, и старались перекричать друг друга лозунгами «Да здравствует Индия», «Да здравствует Пакистан». Меня очень потрясло это мероприятие, особенно в контексте индо-пакистанского конфликта и ситуации в Кашмире.

Не менее любопытными и значимыми были студенческие поездки в Индию. Я была в Индии дважды, участвовала в индийско-российском молодежном форуме в Нью-Дели, который проводится совместно МГИМО и индийской НКО Global Youth India, было интересно пообщаться с дипломатами из посольства России в Нью-Дели о российско-индийских отношениях и узнать их видение индийской внутренней политики.

Что можешь сказать о моделях образования в США и ВШЭ?

Стоит сказать, что в Американском Университете (American University, Washington D.C.) я провела только один семестр в бакалавриате, а в ВШЭ я учусь в магистратуре в условиях пандемии и онлайн-обучения, поэтому сравнение возможно будет не совсем корректным. Тем не менее я постараюсь выделить ключевые схожие черты.

Во-первых, по моим наблюдениям, в основе двух систем лежат общие ценности и идентичное понимание корпоративной культуры: одинаково значимы идеи о человеческом достоинстве, уважительном нетоксичном отношении, между студентами и преподавателями устанавливаются профессионально-коллегиальные отношения, что кажется мне несомненно важным.

Во-вторых, говоря о самом образовании, могу сказать, что и в Американском Университете, и в Вышке делается упор на развитие критического мышления, нежели на бездумное заучивание фактов, поощряется дискуссия и свободное выражение собственных мыслей и взглядов. Отдельно стоит отметить, что и в Американском Университете, и в Вышке студенты не ограничиваются в выборе тем и исследовательских интересов.

В-третьих, еще одной общей чертой является гибкость учебных планов, что дает возможность выбрать дополнительные курсы не по специальности и расширить свои компетенции, так, в настоящее время я прохожу курс по технологическому маркетингу.

В общем и целом, могу сказать, что учеба в Вышке очень напоминает семестр в Американском университете в Вашингтоне.

Что тебя больше всего впечатлило в Индии, когда ты там была?

Индия — очень красивая и неоднозначная страна. Я думаю, что ее часто упрощают из-за программы «Incredible India», массовой культуры, практик йоги и медитации. Однако Индия не так обманчиво проста, она удивительно богата культурой, и я была сильно впечатлена смешением могольского, индуистского и дравидского наследий. Во время пребывания в Индии я посетила Нью-Дели, Агру, Джайпур, Джодхпур, Ченнаи, Махабалипурам, Пондишери, и каждый раз Индия меня сильно удивляла. Мои поездки имели как практические (участие в Российско-индийском молодежном форуме), так и туристические цели, поэтому мне удалось увидеть «другую Индию». Думаю, это разнообразие и впечатлило меня больше всего, сами индийцы называют этот феномен как «विभिन्नता में एकता», что в переводе с хинди означает «единство в разнообразии».

Почему ты выбрала Вышку и именно эту программу?

Главной причиной выбора программы для меня стало то, что я хотела продолжить заниматься регионоведением и востоковедением, но с большим фокусом на Восточную и Юго-Восточную Азию. Поскольку одним из моих научных интересов является исследование индийско-китайских отношений и индийско-китайского соперничества, я решила рассмотреть данный вопрос сквозь призму китайских интересов и китайской специфики. Более того, мне хотелось совместить науку и практику, и программа прекрасным образом сочетает как теоретические, так и практико-ориентированные курсы. Другим определяющим фактором была корпоративная культура и среда ВШЭ, частью которой я хотела быть.

Что тебе больше всего нравится в этой программе?

Программа позволяет мне расширять знания, много внимания уделяется написанию исследования, постановке исследовательского вопроса, гипотез, методам и дизайну, что кажется мне достаточно полезным и занимательным, поскольку делает процесс написания научной работы более академическим и не таким интуитивным. К тому же за несколько первых занятий в рамках научного исследовательского семинара с О.В. Волосюк я выявила для себя некоторые неточности и ошибки, которые допустила в выпускной квалификационной работе. Мне нравится, что программа дает возможность соблюдать идеальный баланс между учебой, работой и жизнью, для меня важно избегать «перекосов в развитии». Более того, в Вышке много интересных проектов, например, в рамках курса «Бизнес и предпринимательство в Азии» с С.В. Шапошниковым я приняла участие в проекте по анализу рынка России и ЕС для японской компании.

Ритм, в котором мы живем, вместе с онлайн-обучением и дедлайнами может быть крайне напряженным. Как ты справляешься с этим?

Сейчас я не только учусь в Вышке, но и работаю в компании, где занимаюсь исследованием международных практик обеспечения безопасности, мониторинга и реагирования на кризисные ситуации и происшествия, поэтому вопрос тайм-менеджмента стоит достаточно остро.

Как правило неспособность наладить правильный тайм-менеджмент связана со стрессом и тревожностью. Я ясно это почувствовала, когда был гибридный формат обучения осенью: я была на карантине и, как и иностранные студенты, не могла посещать очные пары, даже несмотря на то, что я подключалась к занятиям онлайн, было чувство, что все равно что-то упускаю. Благо с полным переходом на онлайн-обучение эти ощущения прошли, а наши преподаватели быстро адаптировались к новым условиям и сделали процесс обучения еще более продуктивным и интерактивным.

Пандемия и онлайн-обучение несмотря на все объективные удобства достаточно негативно сказываются на моем тайм-менеджменте, а на самодисциплину и многозадачность требуется больше внутренних ресурсов, внимания и концентрации, чем при обычном ритме жизни. Я пользуюсь разными приложениями-менеджерами задач и приложениями для повышения уровня концентрации, которые помогают мне оставаться сосредоточенной во время учебы и работы и успевать выполнять задачи в срок. Как и все я стараюсь делать перерывы на музыку, фильму, подкасты, медитацию и т.д. В борьбе со стрессов и усталостью мне помогает творчество и искусство. Я обожаю смотреть фильмы Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского, Питера Гринуэя, Дэвида Линча, Уэса Андерсона, Педро Альмодовара — это то, что поддерживает меня и дает силы.