• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Март

Научно-исследовательский семинар

Существенной проблемой современного востоковедного образования представляется поиск такого сочетания прикладных и академических знаний, при котором будущий выпускник получает реальный выбор между:
  • прикладной деятельностью (собственно, работой на государственной службе, работой на дипломатической службе, либо работой в  компании) или
  • аналитической деятельностью, способной служить базой для более серьезных научных разработок в рамках  обучения в аспирантуре или при выборе научной карьеры.
Магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» направлена на подготовку исследователей в области комплексного, основанного на междисциплинарном анализе и применении всей совокупности современных научных методов, изучения политико-экономических, социальных, культурно-цивилизационных, этно-конфессиональных, лингвистических и прочих особенностей стран и народов Азии.
Развитие исследовательской компоненты в магистерской программе «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» позволяет:
  • улучшить качество написания магистерских диссертаций и придать им иной научно-методологический вес,
  • способствует формированию у магистрантов иной модели компетенций, отвечающей потребностям современного мира, где страны Азии играют все возрастающую роль,
  • учит их системному анализу, что чрезвычайно полезно для будущих специалистов, и помогает им ориентироваться в таких различных сферах, как экономика, политика, финансы и т.д.
Данный документ определяет цели, порядок организации и основные формы проведения научно-исследовательского семинара «Новые подходы к изучению социально-политического и экономического развития Азии».
 
Цель и задачи семинара
Цель научно-исследовательского семинара — выработать у студентов компетенции и навыки анализа основных процессов, происходящих в мире и на азиатском субконтиненте.
Эти навыки позволят упростить и концептуализировать процесс подготовки магистерской диссертации, улучшить научно-исследовательское качество работы, позволит более четко ориентировать заинтересованных магистрантов на возможное продолжение научных изысканий в рамках аспирантуры, а также будет способствовать в целом у всех категорий выпускников формированию аналитического базиса, помогающего, в том числе, в профессиональной деятельности.
Таким образом, научно-исследовательский семинар решает как кратковременную задачу подготовки студентов к итоговой аттестации, так и долгосрочную задачу профессиональной ориентации в том роде деятельности, который соответствует профилю магистерской программы «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии».
Основные задачи научно-исследовательского семинара:
  1. Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования, а также выбрать адекватную методологию исследования.
  2. Обучение студентов навыкам научной и аналитической работы, включая концептуализацию, организацию и проведение исследований, написание научных работ и аналитических докладов.
  3. Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов, формирование навыков публичной защиты и научной дискуссии.
  4. Выработка у студентов навыков презентации результатов исследовательских проектов.
Основная задача семинара соответствует задачам всех научно-исследовательских семинаров НИУ ВШЭ – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию научно-исследовательской деятельности.
Порядок организации семинара
Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-4 модулей первого года обучения и 1-4 модулей второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки студентов в рамках  НИС равняется 25 : 75. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует повышенной доли самостоятельной работы студентов.
По сути НИС помогает студентам подобрать, структурировать, проработать проблематику будущей магистерской диссертации.
Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в НИУ ВШЭ.
Формы работы на семинаре
Работа студентов в НИС предполагает ориентацию на подготовку магистерской диссертации. Однако подготовка диссертации является примером организации любого исследовательского и аналитического проекта для студентов. Таким образом, НИС, выполняя функцию научной ориентации студента, выполняет и образовательную функцию формирования знаний о формах и стандартах организации научно-аналитической деятельности.
Промежуточной формой  подготовки  магистерской диссертации в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. В идеале курсовая работа должна представлять собой либо часть будущей диссертации, либо обоснование проблематики будущего диссертационного исследования, которую в ходе непосредственной подготовки магистерской диссертации предстоит раскрыть при помощи тех или иных методов анализа.
НИС не должен восприниматься студентом как обычный семинар или дисциплина. По сути, аудиторная часть НИС представляет собой лишь незначительную часть работы студента, большая половина которой должна быть самостоятельной.
НИС при этом выполняет следующие функции:
  • консультирования (преподаватель является общим консультантом для всех студентов, помогает поставить научную проблему, определить методы, обозначить общие ориентиры, найти источники информации);
  • постановки научных задач (по сути, ставит перед студентами научные задачи и устанавливает сроки их выполнения, тем самым решая важнейшую задачу, возникающую в голове у любого студента при написании аттестационной работы – "с чего начать");
  • контроля выполнения научных задач;
  • площадки для публичных научных дискуссий (не только преподаватель оценивает предлагаемые научные проекты, но и другие студенты, что моделирует настоящие условия научной лаборатории);
  • площадки для публичных презентаций проектов научных исследований (что моделирует навыки выступления перед научной аудиторией).
 
Схема организации семинара
Общая схема организации НИС представлена в Таблице 1. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако, приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.
Таким образом, структура НИСа предполагает, что первый год обучения будет использован для выбора темы магистерской диссертации, сбора материала и написание курсовой, которая в дальнейшем станет ее частью, а второй год – на написание, предзащиту и защиту квалификационной работы.
В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, представляющих основные теоретические методы анализа, используемые при написании научных работ, а также основные закономерности и правила концептуализации научного исследования (выбора поля, метода исследования, формулировки темы).
Важным фактором на этом этапе работы является представление научного опыта самих преподавателей. Акцент делается, таким образом, на демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности. Такой подход позволяет помочь студентам выбрать тему магистерской диссертации уже на 1 году обучения. Предполагается, что в течение 1 года разрабатывается одна из частей магистерской диссертации (исследовательского проекта), например, курсовая работа (преимущественно – теоретическая часть будущей диссертации) и формируется первоначальный план этой работы к середине третьего модуля, а также основные методологические элементы работы (предмет и объект, цели, задачи и т. д.). Выбор темы происходит индивидуально, однако каждая тема обсуждается с преподавателем НИС.
Третий модуль посвящен подготовке студентами курсовой работы.Существенной частью 3 модуля является написание историографической части работы, в которой при помощи анализа литературы по теме и степени разработанности проблемы анализируются подходы и критерии анализа. Основным результатом анализа должен стать реферативный обзор. Этой работе способствуют занятия по правилам подготовки и написания академических работ, проводимые преподавателями.
В 4 модуле студенты завершают написание курсовой работы, которая представляет собой одну из частей будущей магистерской диссертации (преимущественно историографическую). Проводится групповое обсуждение курсовой работы. В этот период, семинар работает в режиме дискуссионной площадки, основная цель которой – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду.
Во время первого модуля второго года обучения проводится второй цикл профориентационных лекций и мастер-классов. В отличие от первого цикла, где главной задачей было познакомить студентов с основными методами исследования, оформления, структурирования и концептуализации работы; здесь акцент должен быть сделан на презентации преподавателями готовых исследований из отечественной и зарубежной практики.  
В 1 модуле еще возможна  смена темы работы и руководителя, но  выбор должен быть сделан до конца 4 недели второго модуля.
В ходе второго модуля формируются 1 и 2 главы будущей диссертационной работы, в черновом варианте. Преподаватели и ведущий семинара выступают лишь консультантами в текущем режиме.
В течение третьего модуля студент занимается написанием основного текста диссертации. Преподаватели и ведущий семинара консультируют студентов по вопросам правильного оформления квалификационной работы.
Наконец, в четвертом модуле проводится только предзащита магистерской диссертации, когда семинар опять превращается в дискуссионную площадку, а у каждой из работ назначается дискуссант из числа самих студентов.
Отчетность студентов по семинару
В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.
Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценки:
  1. студенческих отзывов на работы коллег,
  2. оценки участия студента в коллективных обсуждениях работ иных участников семинара,
  3. посещаемости,
  4. оценки качества курсовой работы или итоговых проектов, представленных к предзащите.
Научно-исследовательский семинар за 4 модуля первого и за 4 модуля второго года обучения обеспечивает 24 кредита.