• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистранты 2 курса приняли участие в программе «Молодежные богословские встречи» в Германии

В период с 27 октября по 3 ноября 2019 года в рамках рабочей группы «Церкви в Европе» форума «Петербургский диалог» в Германии прошли «Молодежные богословские встречи» для преподавателей и учащихся богословских учебных заведений Русской Православной Церкви», в которых приняли участие магистранты сетевого проекта ВШЭ-ОЦАД диакон Алексей Марков и Любовь Коновалова

Магистранты 2 курса приняли участие в программе «Молодежные богословские встречи» в Германии

В этом году темой богословских встреч стало преподавание религии в школах Германии. В качестве официального представителя принимающей стороны выступил доктор Йоханнес Ольдеман, координатор рабочей группы «Церкви в Европе».

Магистрантка 2 курса Любовь Коновалова рассказала о программе форума:

В рамках программы прошел цикл встреч студентов с представителями религиозных сообществ Германии в Мюнхене, Эрлангене и Берлине.

В первый день пребывания в Мюнхене был проведен ряд встреч, в ходе которых участники познакомились с главой Департамента религиозного образования управления Мюнхенской католической епархии Томасом Гандлау, а также с профессором кафедры религиозной дидактики евангелического теологического факультета Мюнхенского университета Ульрихом Швабом. Основными темами обсуждения стали: изучение религии в рамках школьной программы; подготовка преподавателей религии, а также проблема секуляризации и плюрализации. Кроме того, доктор Андреас Батлогг, представитель ордена иезуитов, провел для участников поездки экскурсию по церкви св. Михаила.

Во второй день была проведена встреча с представителем Министерства по делам образования и культуры Баварии доктором Дитером Шютцом, на которой обсуждалась проблема взаимодействия между государством и церковью по вопросам религиозного образования в немецких школах. Во второй половине дня участники «Петербургского диалога» встретились с профессорами и студентами института православного богословия в Университете Мюнхена, в ходе которой русская группа ознакомилась со спецификой учебного процесса в данном учебном заведении. В конце дня состоялась встреча с профессором Хеленой Штокингер, на которой обсуждались цели религиозного обучения в школах.

30 октября участники форума «Петербургский диалог» прибыли в город Эрланген, где состоялась встреча с сотрудниками кафедры истории и теологии христианского Востока Эрлангенского университета: главой кафедры профессором Х. Р. Газером и сотрудником кафедры иереем Максимом Сорокиным. Для студентов была проведена экскурсия по синодальной библиотеке, в фондах которой находится множество уникальных и редких богословских и церковно-исторических книг. Особо были выделены собрание трудов праведного Иоанна Кронштадтского с автографом святого и Цветная Триодь, изданная при императрице Екатерине II.

После экскурсии состоялась дискуссия с почетным профессором Московской духовной академии диаконом Василием (Карлом Кристианом) Фельми, который в прошлом был главой кафедры истории и теологии христианского Востока Эрлангенского университета. Профессор рассказал о своей деятельности, истории кафедры, а также продемонстрировал свою научную работу, изданную на русском языке.

Дискуссия продолжилась с преподавателем кафедры истории и теологии христианского Востока Эрлангенского университета профессором Петером Бубманном. Предметом обсуждения стали главные направления исследовательской деятельности в рамках дисциплины «Практическое богословие».

Второй день пребывания в Эрлангене ознаменовался встречей с доктором Иреной Павлович и был посвящен христианской публицистике как субдисциплине и церковно-практической науке. Затем студенты посетили ратушу Эрлангена, где встретились с представителями муниципалитета Эрлангена г-ном Петером Штегером. Участникам рассказали о проекте партнерства двух городов: Эрлангена (Германия) и Владимира (Россия).

Форум «Петербургский диалог» завершился двухдневной программой в Берлине.

1 ноября участники посетили Берлинский университет имени Гумбольдта, где состоялась встреча с деканом отделения изучения Восточных Церквей теологического факультета, профессором Кристофом Маркшисом и доктором Райнхардом Флогаусом. На встрече обсуждались вопросы религиозной педагогики, программы отделения, взаимоотношения с русскими теологическими учебными заведениями, а также особенности религиозного образования в школах Берлина, отличие его от общепринятой схемы религиозного образования в Германии. Программа дня завершилась экскурсией по Библейскому кабинету, на которой участники смогли ознакомиться с редкими экземплярами Библии XVI-XIX веков и современными ее изданиями.

2 ноября студенты посетили общину Евангелической свободной церкви Берлин-Шёнеберг (баптисты). Во второй половине дня состоялось посещение прихода Сиро-яковитской православной церкви в Берлине и старокатолической общины.

Форум «Петербургский диалог» завершился 3 ноября участием в Божественной литургии в православном храме во имя святого великого князя Владимира, после которой участники форума встретились на обеденном фуршете с русской общиной в Германии.

Краткие выводы по теме «Преподавание религии школах Германии»


Согласно Основному закону ФРГ (ст. 7, пункт 3), преподавание религии в школах страны гарантировано государством. Несмотря на декларируемый в Германии религиозно-мировоззренческий нейтралитет, преподавание религии в школе находится под контролем государства. Религия или этика являются обязательными предметами для изучения в школах Германии с 1 по 12 класс. Но так как Германия – федеративная республика, и вопросы образования находятся в ведении федеральных земель, то религиозное обучение здесь организовано по-разному.

Например, в Баварии, как и в большинстве федеральных земель, немецкие школьники изучают основы той веры, которую они исповедуют. Как правило, выбор ограничивается христианскими направлениями – католическим или протестантским. Если в группе количество учеников меньше пяти, школы договариваются между собой и объединяют учеников в одну группу. Государство определяет форму, а содержание и учебно-методическое обеспечение предмета определяются совместно с централизованными религиозными организациями. Преподавателями религии могут быть как священники, так и светские лица. Главное требование к преподавателю – обязательное наличие высшего богословского образования, полученного либо в конфессиональном учебном заведении (семинарии), либо на теологическом факультете университета или в педагогических институтах по специальности «преподаватель религии». По определению, учитель религии в школе должен быть верующим. Кроме того, для преподавания религии в школе учитель должен получить аккредитацию от церкви. Школьники, не принадлежащие к определенной религиозной конфессии, изучают внеконфессиональный предмет – этику, или философию.  Самостоятельное решение о том, какой предмет будут изучать, школьники могут принять лишь по достижении 18 лет. До это такое решение за них принимают родители.

Иначе обстоит дело с преподаванием религии в Берлине. Общеобязательным предметом там является этика. Он знакомит детей с нравственными ценностями, философией вне привязки к религии. Уроки религии (Religion) предлагаются параллельно на факультативной основе.

Несмотря на различия в преподавании в школах в Германии, Уроки религии (Religion) позволяет на практике реализовать право граждан на свободу вероисповедания, свободу совести и свободу религиозных и мировоззренческих убеждений (ст. 4 Основного закона ФРГ).

Своими впечатлениями о форуме поделился магистрант 2 курса диакон Алексей Марков


За время пребывания в Мюнхене магистранты ознакомились с основными стратегиями религиозного образования в Баварии, действующими во всем государстве, за исключением таких городов как Берлин и Бранденбург.

Важно отметить, что в Германии религиозное образование, как передача знаний о религии в светском обществе, является неотъемлемым правом человека. Уроки религии являются единственным предметом, прописанным в Конституции Федеративной Республики Германии. Религия преподается в государственных школах как обязательный предмет при сотрудничестве государства с церковью. За дидактику и содержание курса ответственны религиозные сообщества, а за организацию и подготовку преподавателей – государство.

Религия воспринимается в поликонфессиональном и мультикультурном обществе как подход к познанию мира наряду с естествознанием и другими естественными науками. Для школьников, принадлежащих различным конфессиям, создаются отдельные классы при условии наличия в классе не менее пяти человек. Статистика распределения учащихся следующая: 54% школьников выбирают курс религии католического исповедания, 13% – евангелического, 8% – православного. Для остальных учащихся предусмотрен предмет «Этика». Уроки религии преподаются в течение всей школьной программы.

Программа в Эрлангене позволила участникам форума глубже разобраться в вопросе подготовки преподавателей религии в высших учебных заведениях, в частности, в Университете Эрлангена. Подготовка преподавателей осуществляется в течение 4,5 лет, после чего будущий преподаватель проходит два года педагогической практики. После завершения практики будущий преподаватель сдает экзамен по религии и получает от епископа разрешение на работу.

Посетив Берлинский университет имени Гумбольдта, студенты ознакомились с методикой и стратегиями при подготовке преподавателей религии, а также с отличием программы государственных школ Берлина от программ школ во всей Германии. С 1988 года все федеральные земли Германии стали использовать единую систему религиозного образования.

В Берлине и Бранденбурге эта система не была принята в связи с глобализацией, высокой степенью миграции, сосуществования разных культур, традиций и религий. В школьную программу в этих городах не включен предмет религии с 1 по 10 классы как обязательный предмет, школьникам предлагается на выбор посещение уроков «О религии» либо уроков этики с 7 по 10 классы.