• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тайна исповеди, канонические и юридические аспекты

Интервью с профессором Московской Духовной Академии Алексеем Ильичом Осиповым магистранта 2 курса о. Владимира (Тоготина)

Тайна исповеди, канонические и юридические аспекты

 

Профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов

  - Уважаемый Алексей Ильич, существуют церковные каноны, согласно которым священнику запрещено нарушать тайну исповеди, т.е. разглашать сведения, полученные во время Таинства покаяния. Могут ли сейчас быть какие-либо исключения (например, сведения о готовящемся теракте или признания в педофилии)?

     - Первое, что необходимо сказать, что первичны не каноны, а заповеди. Почему об этом приходится говорить, что часто, очень часто и почти на каждом шагу приходится сталкиваться с тем, что о заповедях даже не упоминается. Весь упор делается на каноны, т.е. на правила, а правила должны быть подчинены заповедям. Простой пример, который показал Сам Господь: когда ученики в субботу шли засеянными полями и растирали руками колосья и ели, то их обвинили, сказали, что они делают, это действительно было нарушением правила, а Христос, что сказал тогда, помните прекрасно, - «не человек для субботы, а суббота для человека». Вот этот принцип, что суббота для человека, а не наоборот, должен быть главенствующим в рассмотрении всех христианских правил, которые существуют – это чрезвычайно важный вопрос.

     В связи с этим расскажу об одном интересном тоже факте, который был у нас здесь в академии в старом, ещё правда зале, ещё до пожара. Однажды было достаточно большое собрание людей, и нас, нескольких профессоров. Когда мы сели на сцену, несколько человек нас было, трое или четверо, и вопросы задавали, а мы отвечали. В частности, прозвучал один вопрос: как быть, если свадьба совершается в пятницу? Постный день, возможно-ли нарушения поста в таком случае? Не буду называть имён, канонист ответил:  нет, нельзя. Осипов ответил: нет, можно. Пока «Жених с вами», а в данном случае в прямом даже смысле слова, даже и речи не может быть ни о каком посте. Свадьба исключительное событие в жизни человека и вдруг здесь нарушение поста. Видите, вот вам пример. В данном случае можно спросить - какая заповедь? Высочайшая - о любви! Вдруг здесь представьте – свадьба, всё, и тут пожалуйте вам - пост. Вот так.

     Вот это общее замечание, которое мне хотелось сделать по отношению к вашей теме.

     Теперь о разглашении тайны исповеди. Не приходится, наверное, говорить, что было в царской России и, наверное, помните, что произошло со святителем Игнатием Брянчаниновым, извините, ещё с Дмитрием Брянчаниновым, когда он учился в Высшем инженерном училище в Санкт-Петербурге, когда он покаялся и на исповеди рассказал – «…борим помыслами…», а это была ситуация как раз помните, перед декабрьскими брожениями. Духовник понял «борения помыслами» в плане политическом и тут же об этом заявил Николаю Павловичу, тогда он был ещё не императором, а заведовал высшим училищем. Таскали очень здорово Дмитрия Брянчанинова, досталось ему на орехи, конечно. Вот так. К чему я привожу это? Да, каждый вопрос мне кажется, требует всё-таки рассуждения, а не формального признания или напротив отречения. Требует рассуждения, и когда действительно, как вы привели пример – вот теракт, прозвучали на исповеди сведения о теракте, когда человек кается в том, что он должен совершить теракт, он один или с группой - не важно. Здесь, по моему рассуждению священник всё-таки должен оповестить об этом соответствующие органы, чтобы предотвратить это событие. В отношении педофилии, если человек грешен, священник должен с ним прежде, что называется поработать, узнать какие обстоятельства. В общем эта ситуация требует воспитательно–педагогической работы с этим человеком, а уже потом предупредить его надо, сказать – «понимаешь, если бы касалось это дело тебя лично, я бы никогда, ни во веки веков не открыл бы твой грех. Но когда в данном случае ты сам говоришь то, что ты можешь совершить такие поступки, то вот я тебя предупреждаю и, если такое произойдёт, и будут искать виновного, я вынужден буду сказать, потому что это недопустимо с точки зрения уже общественной нравственности». Вот таково моё мнение.

     - А, если факт тяжкого преступления уже свершился?

     - Дело даже не в этом, что там будет, а в данном случае, если же факт уже свершился, поскольку человек кается в совершённом грехе, то здесь, конечно священник не имеет права разглашать этот грех, также кстати и в отношении педофилии.

     - На западе уже ввели наказание – если священник не рассказывает об услышанном грехе, т.е. он обязан донести, если же он не доносит, то он лишается сана…

     - Не только отстраняют и лишают сана, он под суд идёт.

     - Да, к сожалению, это так..

     - Как соучастник…

     - Тот человек, который покаялся в этом грехе, может это обнародовать и священника открыть…

     - Это одно. А может быть провокация, приходит и говорит, вот я сделал то-то, то-то, взорвал что-то или прочее, священник молчит. Всё, можно спокойно отправить священника под суд. Ну, там ужасные вещи! Уже исповедь в некоторых западных странах запретили. Почему? На том основании, что священник вмешивается в личную жизнь человека, а это он не имеет права делать. Представляете, что творится! Одно из таких важнейших положений христианской жизни, как исповедь хотят зачеркнуть – прямо сатанизм. Вот так.

     - То есть задача у нас сохранить наши церковные правила и гражданские законы, чтобы священника защитить, дабы дать ему возможность хранить тайну исповеди.

     - Конечно.

     - Дорогой, Алексей Ильич, сердечно благодарю Вас за то, что откликнулись на мою просьбу и прокомментировали эти важнейшие моменты. Тайна исповеди является важнейшим аспектом нашей церковной жизни и способствует оздоровлению души человека и общества в целом.

иерей Владимир Тоготин