• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

25 ноября 2021 года «Теология персонализма»: состоялось шестое заседание Открытого теологического клуба «МЕТАНОЙЯ»/ «μετάνοια»

25 ноября 2021 года «Теология персонализма»: состоялось шестое заседание Открытого теологического клуба «МЕТАНОЙЯ»/ «μετάνοια»

Дмитрий Левонович Кузнецов директор Высшей школы юриспруденции и администрирования, ординарный профессор открыл шестое заседание Открытого теологического клуба «МЕТАНОЙЯ»/ «μετάνοια». Дмитрий Левонович тепло приветствовал участников клуба - выпускников, магистрантов, священников и ученых, напомнив, что клуб горячо любимое детище Высшей школы юриспруденции и администрирования и Синодального Миссионерского отдела Русской Православной церкви. Кузнецов Д.Л. обратил внимание, что теология не абстрактная величина, а реальная материя, меняющая ход нашей мысли, совершенствующая нашу совесть, но и обогащающая нас уникальными знаниями.

Дмитрий Левонович выразил благодарность игумену Серапиону за приглашение уникальных и интересных спикеров.

Модератор Клуба: игумен Серапион (Митько) - заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, заместитель руководителя Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, профессор, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, доктор теологии, доктор богословия, кандидат философских наук открыл диалог клуба  рассуждением о значимых понятиях.

о. Серапион отметил, что наш клуб теологический, а теология – учение о Боге. Так же как антропология – учение о человеке. Иногда мы задаемся вопросом «чем отличается друг от друга разные религии?». Обыкновенно люди думают, что религии отличаются учением о Боге, но не в меньшей степени религии так же отличаются учением о человеке. Вопрос о Боге и вопрос о человеке тесно связаны между собой. Это две стороны одного духовного вопрошания. По сути, как мы веруем в Бога таковыми людьми мы и являемся.

25 ноября об этом расскажет основной докладчик Малер Аркадий Маркович - член Синодальной библейско-богословской комиссии, Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, старший преподаватель ГАУГН, председатель интеллектуального клуба «Катехон».

Малер А.М. во вступление к основному докладу заметил, что в полном смысле слова не считает себя богословом, но богослововедением точно занимается. Аркадий Маркович предложил вниманию участников и гостей клуба доклад, посвященный теме «Теология персонализма». Данной темой ученый занимается более 15 лет. Как отмечает Малер А.М., сложно провести четкую демаркацию между теологией персонализма и философией персонализма. Часто приходится объяснять, что персонализм – это не про человека, или не только про человека, а про человека и про Бога. Это не только антропология, а еще и онтология. Речь идет о теологии мировоззрения. Персонализм – это отдельно взятая теология мировоззрения, которая полностью покоится на христианских догматике и основаниях. Поэтому, конечно, это теологическая, теистическая позиция. Речь идет о совокупности и разнообразии теологических школ, которые возникли в основном в ХХ веке и объединены одной общей установкой: «Бог – это личность». Мысль банальная и само собой разумеющаяся, прописанная во всех учебниках теологии. Здесь это постулируется как принципиальное положение, системообразующее, и является отправным в рассуждении о Боге. Как следствие - о человеке, поскольку человек создан по образу Божию и поэтому личность. Это два краеугольных положения теологии персонализма и философии персонализма.

Личность в теологии персонализма ни в коем случае не только человек. Все люди являются личностями от зачатия, так как созданы по образу и подобию, но все личности являются людьми. Кроме человека есть другие личности: сам Бог, который создал людей, а до людей ангелов. Падшие ангелы тоже личности. Личность – это понятие теологическое и общеонтологическое. Личность не является стадией развития человека. Нельзя сказать, что человек рождается не личностью, а потом обретает личностные свойства. Человек с точки зрения христианства является личностью от зачатия, поэтому это не психологическая или социологическая теории. Это не про то как стать личностью. Это не психологическая теория персонологии, выдвинутая Генри Мюллером. Это понятия имеющие общий корень слова и только.

Возникает разумный вопрос «Если личность от зачатия, то как ее зафиксировать?» Обобщая персоналисткую мысль можно выделить два подхода. Есть личность как данность и есть личность как задание.

Личность отличается от часто противопоставляемых ей природы и сущности. Понятие природы корректно употреблять в онтологическом смысле, а сущности -в гносеологическом. Но имеется ввиду набор постоянных свойств, которые порождают закономерность любого индивида.

У личности есть два неотъемлемых свойства, т.е. атрибута, которые существуют изначально и которые отличают ее от всего, что личностью не является. Первое это –разумность. Личность обладает разумом. Разум в самом узком и самом широком смысле. Это греческий Нус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум) как способ мыслить, рефлексировать, отдавать отчет в своих действиях. Этот разум данность. Нельзя сказать, что разумность эволюционирует из неразумности. Второе - это свобода. Личность уже свобода. Личность не возникает из несвободы, не эволюционирует из нее.

Эти два свойства дают личности общее свойство – самосознание, то, что можно прямо назвать способностью управлять самим собой, трансцендироваться по отношению к своей природе.

о. Серапион задал вопрос, обратив его не к докладчику, а гостю клуба доктору юридических наук, профессору - исследователю, ординарному профессору НИУ ВШЭ Краснову Михаилу Александровичу как соавтору Конституции Российской Федерации. Как появилось слово «личность» в тексте Конституции? Это фундаментальный вопрос. Мы люди, живущие в многонациональной стране, многоконфессиональном государстве, в светском государстве, которое иногда называют моноконфессиональным, хотя оно просто светское. В государстве, оказавшимся в ситуации, когда важнейшее понятие нашей Конституции воспринимается представителями нашего общества и группами представителей совершенно по-разному. Но, действительно, слово «личность» - что мы под ним понимаем. Это то слово, которое мы слышали в школе, когда говорили «ты должен стать личностью, пока ты еще индивидуум».  Значит ли это, что только педагоги решают, когда мы станем той самой личностью, которая упомянута в Конституции? Например, наши сограждане буддисты, которые считают это понятие иллюзией, некой вибрацией дхарм. И соответственно весь путь духовного освобождения для буддизма, предназначен, чтобы понять, что никакой личности не существует. Значит ли, что граждане нашей страны разных вероисповеданий находятся в разном отношении восприятия понятия «личности».

Малер А.М. прокомментировал, что понятие «личность» возникает целиком и полностью в христианстве. Оно адекватно отражает, если не христианскую, аврааимическую картину мира. Антиперсоналисткими считаются объединенными в общую группу дхармические религии. Надо понимать, что дхармические религии живут в другой картине мире.

Краснов Михаил Александрович доктор юридических наук, профессор - исследователь, ординарный профессор НИУ ВШЭ также задал вопрос докладчику «Какое соотношение гуманизма и персонализма?».

Аркадий Маркович ответил, что гуманизм - это совокупность философских и нефилософских учений, для которых высшей ценностью является человек.  А для персонализма человек не является высшей ценностью. Высшей ценностью является Бог. Человек создан по образу Божию. Человек не является самоценностью. Все лучшее, что в нем есть, есть от Бога. Начнем с того, что он создан личностью. Он не что, а кто. Гуманизм нового времени является гетерогенным. Нельзя сказать, что он обязан только Ренессансу. Гуманизм нового времени обязан христианству. Можно сказать, что это христианский гуманизм. Если для гуманизма центральной ценностью является человек как самоценное и не нуждающееся в оправдании, то в христианском гуманизме человек нуждается в оправдании, необходима антроподицея. Если под человека не подводить онтологический смысл, то это вырождается в постмодерн, который мы видим вокруг. Человек становится не данностью, а процессом. А персонализм это про личность, а личность - это не только человек, а еще Бог, ангелы и демоны.

Так же в чате был задан вопрос докладчику «Есть молитва «Отче наш», где мы молимся Господу, Иисусу Христу и Святому духу. Получается мы молимся трем личностям?»

Ученый пояснил, что мы действительно молимся трем личностям. Любая молитва – это молитва личности. Мы не можем молиться чему-то безличному. И будучи молитвой личности мы молимся либо всей Троице, либо раздельно каждому лицу Святой Троицы.

Кстати, молитва –это сугубо персоналитская религиозная практика. Молитвы в язычестве в точном смысле слова нет. Молитва – это свободный диалог человека с Богом, а не заклинание безличного.

О. Серапион спросил Малера А.М. его точку зрения, почему люди так часто используют антропологические смыслы – человек, личность, субъект, я – меняют их в разных комбинациях? За этим что-то стоит, какая-то неуловима человеческая сущность?

Аркадий Маркович пояснил, что ответ очень простой- гносеологический, если уточнять эпистемологический. Здесь все просто. Мы, будучи людьми, познаем мир исключительно человечески и это нормально. Персонализм – это философия нормы. Она не призывает человека к экстатическим состояниям, духовному надрыву, чем она принципиально отличается от экзистенциализма. Мы люди. Наша природа человеческая. Мы всегда будем людьми, и это для нас нормально. Нет задачи преодолеть в себе человеческую природу, стать сверхчеловеком. Мы видим мир антропоцентрически, и это норма. Другой вопрос насколько это адекватно к бытию.

В завершении встречи директор Высшей школы юриспруденции и администрирования, ординарный профессор Дмитрий Левонович Кузнецов отметил, что дискуссия получилась живой и глубокой, члены Клуба будут еще долго размышлять над идеями встречи. Также Кузнецов Д.Л. пригласил всех на совместные мероприятия Высшей школы юриспруденции и администрирования, Синодального Миссионерского отдела и Ассоциация образовательных организаций «Научно-образовательная теологическая ассоциация» (НОТА), запланированные в декабре 2021 г.

Очередное заседание Клуба состоится в декабре 2021 года.