• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Корпоративные финансы»

23
Май

Четыре причины полюбить проектный подход. Эксперимент магистерской программы «Корпоративные финансы»

Рассказывает руководитель магистерской программы «Корпоративные финансы» Ирина Васильевна Ивашковская

Четыре причины полюбить проектный подход. Эксперимент магистерской программы «Корпоративные финансы»

Весной в Вышке активно обсуждалась новая, проектная модель обучения. А я бы хотела показать, как и когда проектная модель обучения приносит удовольствие всем участникам. Мы ввели прикладные проектные исследования на научном семинаре нашей практико-ориентированной магистерской программы «Корпоративные финансы» еще до всесторонней дискуссии в университете, зимой 2018-2019 учебного года. Коллективные проекты магистров-первокурсников - это просто круто и смело. Почему смело? Мы же сделали это для студентов, пришедших к нам на прикладную программу отовсюду, с абсолютно разным бэкграундом (и физики, и лирики, прагматики-экономисты). Зимой, после двух модулей они уже более уверенно себя чувствуют в корпоративных финансах. Только 4 месяца в мире корпоративных финансов, и сразу погружение в конкретные задачи с разносторонними требованиями к навыкам. Почему круто? Потому что буквально руками они добывали данные, факты, чтобы сложить из фрагментов цельную картинку, понять суть проблем и при этом найти себе помощников в мире академических статей. То есть им пришлось идти как бы в обратном порядке. Вот фактическая проблема реальной компании, и не одна. Как ее разложить по полочкам? Что можно в помощь взять из мирового пласта эмпирики?

Два года назад мы впервые запустили эту инновацию, и в ушедшем учебном году еще больше убедились в успешности эксперимента. Что мы получили в итоге? Во-первых, уверенность в осмыслении ими прикладного значения вполне теоретического свода концепций корпоративных финансов. Через живой интерес к каждому этапу коллективных проектов. Мы интуитивно почувствовали, что выполнение прикладной работы даст толчок более живому и если хотите образному осмыслению концепций и тематики. Не чтение 40-страничных англоязычных научных текстов напрямую по нашему заданию, а необходимость в ворохе данных о российских бизнесах увидеть скелет проблемы и найти своими руками ответы на стартовые вопросы в этой англоязычной империи эмпирических тестов концепций корпоративных финансов. Старт для вопросов-ответов обеспечили мы, ведущие НИС. И решили экспериментировать с разными типами проектной аналитики. Например, подгруппа «Монитор экономической прибыли» несколько месяцев тщательно собирала данные, изучала за длинный период времени динамику этого нестандартного показателя и для реального сектора, и для финансового, выявляла драйверы, сопоставляла. Пока спорили и обсуждали, рождались новые задачи, просто изнутри. Шаг за шагом ракурсы прикладного исследования прирастали, потому что был азарт поиска. Вот что ценно. И это второй урок инновации. Ведь в конечном счете весь проект стал своего рода сотворчеством студентов с ведущими проекта. Вопросы не из стандартного курса, ответы еще менее стандартны. Это вторая причина любить проектную модель.

Другие подгруппы НИС избрали для себя добровольно кейсовый подход. Например, как пояснить, какими мотивами и концепциями объясняются решения о выкупе акций именно у данной компании? Как без эконометрики это выявить? Чем можно доказать? А если мы сравним политику выплат инвесторам этой компании с другой, похожей по типу бизнеса? А у схожих компаний одинаковые мотивы выкупов? А какие индивидуальные характеристики этих компаний подтолкнули к разным мотивам? Как они повлияли на эти решения? Или, как работает пайплайн роста российских компаний? Как разобраться в мотивах и правильности тактики финансирования роста? Инструменты поиска решений изобретались на ходу самим ребятами. Студенты как авторы кейсов по реальным компаниям. И это, на мой взгляд, третий ценный элемент. Ведь это вчерашние физики-лирики. И их кейсы - не просто перечень фактов. Это структура, это аналитика, это российская иллюстрация непростых даже для физиков эмпирических эконометрических зарубежных статей. Ведь все выполненные кейсовым методом проекты подкреплены абсолютно релевантным, сфокусированным аналитическим обзором.

Наконец, мы позволили себе и, конечно, студентам тоже эксперимент под названием «коллективная курсовая работа» и даже «коллективная диссертация». Это рисковый шаг, но мы - команда с предпринимательской, а значит, рисковой жилкой. Это не просто. Это, на мой взгляд, другой тип работ. Это не один студент плюс один студент равно 1 работа. Я бы сказала, что это вызов не только студентам, но и руководителям. Вызов программе. И вот что классно: нам самим придется шагнуть вперед и этому научиться. Думаю, что это четвертая причина…