• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

«Для меня "Критические медиаисследования" – это первый шаг к настоящей науке»: интервью с Камиллой Чукашевой, студенткой 1 курса

Мы спросили Камиллу об опыте поступления и обучения – что нужно знать и понимать при выборе магистерской программы.

«Для меня "Критические медиаисследования" – это первый шаг к настоящей науке»: интервью с Камиллой Чукашевой, студенткой 1 курса

© Из личного архива Камиллы Чукашевой

После бакалавриата ты взяла gap year. Расскажи, чем ты занималась в это время?

У меня был gap year, то есть я выпустилась из бакалавриата и не сразу пошла в магистратуру. Поэтому, наверное, мой выбор программы магистратуры можно назвать осознанным.

С конца 4 курса у меня появился проект с департаментом здравоохранения г. Москвы, и в мой gap year мы делали, на мой взгляд, очень удачный проект под названием “Мама не рассказала”, это Ютуб-шоу. Параллельно мы запускали проект под названием Медиана – про историю российских и советских медиа. В июне 2021 я уволилась и ушла работать в анимационную студию Паровоз, где работаю и сейчас.

Почему поступила именно на «Критические медиаисследования»?

Дело в том, что магистратура «Критические медиаисследования», на мой взгляд, не про практическое применение. Есть другие программы на факультете, где можно перепрофилироваться и получить прикладные знания, например «Кинопроизводство» или «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Если ты учился на философа, культуролога или айтишника, но решил снимать кино, такая магистратура – это шанс получить новую специальность. Для меня же «Критические медиаисследования» – это это про умение анализировать, работать с научными источниками. Это первый шаг к настоящей науке.

Сразу после бакалавриата я подавала документы на «Кинопроизводство» и «Трансмедийное производство», но не прошла туда, и, честно сказать, я не расстроилась. Потому что это было инерционное желание, абсолютно мною необдуманное. И в этом году, когда у меня прошел gap year, я стала себя лучше понимать, повзрослела, поняла, что практические умения можно получить на работе. Поняла, что хочу знать теории, хочу читать много статей на английском, хочу писать много эссе, хочу уметь делать правильное цитирование, и наконец-то понять, почему это важно, хочу иметь альтернативный взгляд на популярные суждения, самое главное – научится критически рассуждать и владеть нужными для этого инструментами. Меня особенно привлекло, что программа ведётся на английском языке и значительная часть преподавателей читает свои лекции также в зарубежных университетах. Для меня это стало идеальным компромиссом, потому что я думала о том, чтобы учиться в Европе, но менять обстановку я была не готова.

Как помогает учеба в Вышке? Что эта программа дает нужного для дальнейшей работы?

В моей нынешней работе это никак не помогает. У меня не будет диплома журналиста, оператора или режиссера, это будет диплом человека, который научился по-разному смотреть на мир, который может анализировать медиамир, поэтому сложно сказам о какой-то узкой специализации. Можно сказать, что окончив эту магистратуру, на мой взгляд, будет гораздо легче строить академическую карьеру, например, быть преподавателем и исследовалем. Ещё, я думаю, что стать критиком или обозревателем также было бы проще.

Есть ли у тебя трудности в совмещении работы и учебы?

Да, у меня есть трудности, потому что работа начинается поздно, заканчивается поздно, и поэтому онлайн-формат обучения для меня вообще идеальный. И сейчас, когда Вышка переходит в офлайн, у нас 70-80% пар все равно онлайн, потому что очень много иностранных преподавателей.

Мешает ли онлайн-формат учебе?

Я не считаю, что онлайн-образование хуже офлайн, может даже лучше в каких-то аспектах. Ни разу не было мысли, что наши онлайн-пары были бы лучше в офлайн-формате. Я считаю, что если курс классный, и преподаватель знает, как интересно преподнести материал, то формат не играет большой роли. Хочется похвалить программу, она составлена крайне логично. Один из показателей этого – ход работы над диссертацией меняется в зависимости от тех знаний, которые я получила во время пар. Очень здорово, что каждый новый курс органично вплетается в моё общее исследование. Я также вижу, как всего за семестр выросла, если можно так сказать, в исследовательском плане.

Какие есть планы после выпуска из магистратуры?

Я бы хотела преподавать. И, как я писала в своем мотивационном письме при поступлении, очень хочу преподавать на нашем факультете предмет, который был бы посвящен исследованию анимации. Еще есть неопределенные планы пойти учиться в аспирантуру, и я точно знаю, что после этой программы магистратуры у меня гораздо больше шансов на поступление.

Что посоветуешь абитуриентам при поступлении на эту программу?

Очень важно понимать, что это магистратура на английском языке. И даже если нет иностранцев на паре, и преподаватель русскоязычный, мы не переходим на русский язык. С некоторыми преподавателями мы общаемся по почте или в мессенджерах на английском языке, даже если это личная беседа. Это полное погружение в англоязычную академическую культуру, к этому нужно быть морально готовым.

Есть ли советы для будущих студентов программы?

После gap year у меня был выбор пойти учиться на программу «Кинопроизводство» или «Критические медиаисследования», я поступила на обе программы. И выбор был неочевидный, потому что Кинопроизводство отвечало бы моему профессиональному запросу, оно точно помогло бы в профессиональной карьере, учитывая, что я работаю в анимационной студии. Тем более я частично знала, чему будут учить на этой программе. При этом у меня было желание попробовать себя в исследовании, в общем, поступление в эту магистратуру стало для меня вызовом, и я решила его принять.

Поэтому совет заключается в том, что важно понять, хочешь ли ты действительно заниматься исследованиями? Хочешь ли ты 2 года провести за чтением статей на английском языке, написанием больших академических текстов, отказаться от выходных, потому что нагрузка на этой программе очень высокая, и это, наверное, к чему я не была морально готова, но очень хотела. И главное - есть ли большое желание изучать и углубляться в науку.

Мария Ленькова