• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в политические коммуникации

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование целостного представления об актуальных дискуссиях в области политических коммуникаций. В результате освоения дисциплины студенты освоят концептуальных аппарат современной науки о коммуникациях, получат знания о теориях и методах исследования политических коммуникаций, получат представление о роли и месте коммуникационных факторов в политическом поведении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Введение в политические коммуникации» - познакомить студентов с концептуальным аппаратом и основными теориями современной науки о коммуникациях и ее приложениями в политической жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определять связи между изменениями медийной среды и трансформацией политических институтов
  • Умеет анализировать медийную и политическую повестку, выделять основных гейткиперов и стейкхолдеров при их формировании
  • Умеет идентифицировать различные медийные эффекты, понимает их возможности и ограничения
  • Умеет выстраивать коммуникационные процессы и определять релевантные коммуникационные инструменты в зависимости от политической цели
  • Умеет формировать делиберативную среду и выстраивать коммуникационные процессы на основе принципов взаимного уважения и равноправия сторон; понимает возможности, ограничения и контекстуальные условия возможности делиберативных практик
  • Умеет анализировать различные типы и жанры политического дискурса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиа и политические институты
    Политические коммуникации как стык социологии, политологии, науки о коммуникациях и психологии. Зарождение публичной сферы и институтов демократического представительства. Структурная трансформация публичной сферы. Система масс-медиа в контексте сложного общества. Аудиторная демократия и трансформация представительства в условиях новой медийной среды.
  • Формирование новостной и политической повестки
    Понятие повестки дня. Политическая и новостная повестки. Гейткиперы и факторы производства новостей. Первый, второй и третий уровень повестки дня. Интермедийное формирование повестки.
  • Медиа эффекты
    Типология медийных эффектов. Теории минимальных и максимальных эффектов. От пропаганды к фреймингу. Понятие и структура новостного фрейма. Психологические аспекты фрейминга. Информационные каскады. Селективное восприятие и инструменты его усиления/преодоления.
  • Коммуникационные факторы политического поведения
    Поведенческий подход к политике. Проблема коллективного действия в экономике и политической науке. Факторы электорального поведения. Социальные движения: понятие, структура и типы. Факторы протестного поведения.
  • Политическая делиберация
    Понятие политической делиберации. Идеальная речевая ситуация и реальные делиберативные практики. Делиберативная демократия как нормативный ориентир современной политической мысли. Делиберации в сильных и слабых публичных сферах. Делиберативные системы и особенности их функционирования. Делиберативные эксперименты.
  • Политический дискурс
    Понятие дискурса. Жанры, форматы, типы политического дискурса. Президентское послание Федеральному Собранию как политический перформатив. Анализ политического дискурса. Hate speech и эффект вражеских медиа. Понятие цивильности (civility) и его значение в современных демократиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест представляет собой набор открытых и закрытых вопросов; длительность теста – около 80 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kate Kenski and Kathleen Hall Jamieson (eds.) The Oxford Handbook of Political Communication. Oxford Handbooks Online

Рекомендуемая дополнительная литература

  • George C. Edwards III, Lawrence R. Jacobs, and Robert Y. Shapiro (eds.) The Oxford Handbook of American Public Opinion and the Media. Oxford Handbooks Online