Студентка магистратуры «Коммуникации в госструктурах и НКО» победила в конкурсе на предоставление именной стипендии Владимира Потанина
Марина Зубова рассказала об учёбе в магистратуре и участии в конкурсе на стипендию.
Почему ты решила поступить в магистратуру «Коммуникации в госструктурах и НКО»?
Я думаю, что обучение на этой программе даст мне возможность инициировать позитивные изменения в мире, делая коммуникации в этих секторах (GR и некоммерческий сектор – прим. ред.) более открытыми и эффективными. Мой опыт показал, что даже небольшие инициативы вроде прозрачности обратной связи или упрощения бюрократического языка способны менять систему к лучшему.
Спустя полгода обучения я могу смело сказать, что наша программа – невероятный синтез актуальных знаний и практико-ориентированного подхода в коммуникациях.
Расскажи, пожалуйста, с каким бэкграундом ты поступила? Как складывается твоя карьерная траектория?
Я окончила бакалавриат по специальности «Реклама и связи с общественностью» РЭУ им. Г.В. Плеханова. Во время обучения я много делала для формирования своего портфолио – это очень помогло как при поступлении в магистратуру Вышки, так и для победы в стипендиальном конкурсе.
Среди ключевых достижений – первое место в индустриальном конкурсе PR-Battle (АКМР), победа в чемпионате Media Skills (АО «Концерн Росэнергоатом»), третье место в Открытом Всероссийском конкурсе «Хрустальный Апельсин», победа во Всероссийском конкурсе «Россвет» по брендингу территорий (МГИМО), победа в Добровольном квалификационном экзамене Правительства Москвы по направлению «PR-менеджер». Помимо этого, я приняла участие в десятке научных конференций и опубликовала пять научных статей.
Полученные знания я применяла для решения реальных задач: работала в рекламном агентстве «СберМаркетинг», проходила практику в благотворительном фонде «Подари жизнь», а также в Комитете Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Моим последним местом работы была группа фармацевтических компаний «Протек» (Здравсити.ру, Ригла и т.д.), где я трудилась на должности PR-специалиста.
Как ты узнала о возможности получить стипендию?
Фонд Потанина реализует стипендиальную программу с 1999 года, ежегодно объединяя тысячи талантливых студентов со всей страны. Имя конкурса настолько известно в академических кругах, что, кажется, я знала о нём всегда. Принять участие в конкурсе я решила ещё в бакалавриате.
В первом семестре на дисциплине «Управление интегрированными коммуникационными кампаниями в НКО» наш преподаватель Саркисян Агнесса Грантовна поделилась профессиональным опытом: благотворительному фонду, где она работает, удалось выиграть грант на обучение сотрудников. Эта история ещё раз напомнила мне о Фонде и вдохновила меня на участие в стипендиальном конкурсе. Мы также часто обращаемся к исследованиям Фонда Потанина на занятиях, анализируем его с точки зрения формирования эндаумента и репутационного значения филантропии для известной личности.
На стипендиальный конкурс можно подаваться только по специальности, на которой обучаешься – в моём случае это «Реклама и связи с общественностью». При этом конкурс единый для студентов всех направлений обучения.

Марина Зубова
студентка магистратуры «Коммуникации в госструктурах и НКО»
Конкурс состоит из двух этапов. Расскажи, пожалуйста, как они проходили и какие задания тебе достались?
Первый этап конкурса заключается в заполнении заявки, в которой необходимо отразить свою мотивацию к участию, описать научно-исследовательскую, проектную и общественную деятельность, а также расписать свой опыт работы.
Мой главный совет – подойти к первому этапу конкурса со всей отдачей и ответственностью. Хотя кажется, что главное – это финал, баллы за первый этап суммируются с баллами за второй, и даже небольшое преимущество в начале может стать решающим в итоговом рейтинге.

Марина Зубова
студентка магистратуры «Коммуникации в госструктурах и НКО»
Во второй этап конкурса проходят 2000 студентов. В течение 8 часов они в режиме онлайн решают как командные, так и индивидуальные задания, демонстрируют свои лидерские качества, креативность и другие «мягкие» навыки.
Одной из главных задач второго этапа является цепляющая и яркая самопрезентация: вы должны рассказать другим, чем вы полезны обществу, поделиться своими амбициозными целями. Это не просто рассказ о себе, а шанс заявить о своём видении будущего и доказать, что вы – именно тот человек, который способен менять мир к лучшему.
Помимо этого, во втором этапе я решала тест на эрудицию, разрабатывала направления развития программ Фонда Потанина, а также сыграла в интерактивную игру на платформе Фонда, моделирующую принятие решений в сфере ESG.
Поделись, пожалуйста, своими академическими и профессиональными планами: о чём будет твоя магистерская диссертация, где ты планируешь работать в будущем?
По окончании магистратуры я бы хотела защитить диссертацию по теме фандрайзинга в НКО. Глобальная задача здесь – увеличение прямых регулярных пожертвований россиян, направленных в том числе на решение проблем взрослых людей, а также общее совершенствование культуры пожертвований в России.
Именно регулярное перечисление средств в аккредитованные организации позволяет в наибольшей мере принести пользу обществу, поскольку полученные перечисления отслеживаемы и по ним предоставляется полная отчетность. С точки зрения НКО и государства, тенденция не жертвовать средства вовсе или жертвовать их не напрямую фондам негативно отражается на культуре общества по поддержке третьего сектора экономики.
В основу диссертации ляжет моя статья «Маркетинговое продвижение фонда «Подари жизнь» при помощи PR-технологий». Главным открытием для меня было понимание того, что коммуникации, давящие на чувство вины человека с позиции негатива, неэффективны – потому что у людей в ответ на них срабатывают механизмы психологической защиты. В диссертации я бы хотела рассмотреть этот аспект более глубоко, дополнив анализ источников социологическими исследованиями и актуальными примерами из индустрии.
Набравшись профессионального опыта, я бы хотела вернуться в Школу коммуникаций в качестве преподавателя. На это меня ежедневно вдохновляют наставники нашей программы, которые отвечают на все возникающие вопросы, в том числе уже в рабочих проектах, помогают побеждать в отраслевых конкурсах, верят в нас и щедро делятся своим опытом.

Марина Зубова
студентка магистратуры «Коммуникации в госструктурах и НКО»
Мне бы также хотелось проявлять себя вне рабочих часов, выстраивая со студентами горизонтальные связи, чтобы мы могли учиться друг у друга и вместе делать отрасль коммуникаций лучше.
В профессиональном плане я активно интересуюсь коммуникациями в IT-секторе и планирую продолжить свой карьерный путь в качестве специалиста по коммуникациям в Яндексе. Мне посчастливилось на практике изучить специфику IT-сектора при выполнении задачи для ГК «Лига цифровой экономики». Разработав проект по формированию доверия к отечественным разработкам, я поняла, какие интересные и сложные задачи стоят перед PR- и GR-специалистами в российской IT-отрасли.
Последние два месяца на дисциплине «Взаимодействие бизнеса и государства» под руководством Татьяны Андреевны Бауэр мы с командой углублялись в этапы разработки законопроектов в IT-отрасли в профильном федеральном органе власти – Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Мы анализировали и редактировали актуальнейший законопроект по борьбе с телефонным мошенничеством, изучали, как усилить защиту граждан без избыточного регулирования для операторов связи, моделировали дискуссии между бизнесом и госорганами, чтобы найти баланс интересов. Получив полезные прикладные знания, я чувствую в себе уверенность продолжать профессиональное развитие в этом направлении.
Марина Зубова
студентка магистратуры «Коммуникации в госструктурах и НКО»