• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

Академический руководитель отвечает на вопросы о программе

Академический руководитель магистерской программы Иванов Э. А., доктор юридических наук, профессор, дал интервью и ответил на самые часто задаваемые вопросы.

Иванов Эдуард Александрович

Академический руководитель программы, профессор Департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин

 

Что такое комплаенс? Почему это сейчас актуально?

Комплаенс - это система управления, включающая определённые политики и процедуры, которые принимаются компаниями для решения нескольких задач. Во-первых, важно обеспечить соответствие их деятельности требованиям законодательства. Во-вторых, нужно своевременно выявлять существующие риски и принимать необходимые профилактические меры, чтобы избежать наступления негативных последствий для компаний: юридических, репутационных и, безусловно, финансовых.

Чем отличается Ваша программа от других, представленных на рынке? Что в ней инновационного?

Таких программ достаточно мало на международном рынке, поскольку работа в сфере комплаенса предполагает широкий спектр знаний и компетенций. Нельзя сказать, что это только право. Нельзя сказать, что это только финансы. Комплаенс - это комплексная сфера деятельности, которая предполагает наличие юридических и экономических знаний, определённых знаний и навыков в области менеджмента. Безусловно, необходимы знания в сфере психологии, поскольку мы хотим повлиять на поведение людей, добиться того, чтобы наши сотрудники и партнеры не совершали те или иные противоправные действия. Программа практико-ориентирована. Преподаватели обладают не только солидным научным багажом, но и богатым практическим опытом. Кроме того, у нас будет достаточно много лекторов, которые работают в сфере комплаенса в бизнесе, в государственном секторе, в юридических фирмах. Программа ориентирована на то, чтобы дать комплексные знания и навыки слушателям. Она будет включать не только теоретические лекции и занятия, но и большое количество практики, чтобы тот, кто закончит программу, смог сразу приступить к работе и стать эффективным сотрудником в сфере комплаенс.

Какие перспективы трудоустройства у выпускников?

Эта сфера сейчас активно развивается. Если в крупных компаниях в ряде сфер бизнеса подразделения комплаенс существуют относительно давно, средний и малый бизнес только начинает внедрять соответствующие процедуры. В подразделения комплаенс в основном приходили работать люди из юридических, финансовых подразделений компаний, из служб безопасности, и дальше они набирали опыт работы в сфере комплаенс методом проб и ошибок. Специальная подготовка таких специалистов не велась, поэтому спрос на рынке большой, и есть отличные перспективы трудоустройства. Работа специалистов по компленсу безусловно ответственная, ведь эти специалисты обеспечивают безопасность компаний, но при этом достаточно хорошо оплачиваемая.

Какими вы видите своих будущих абитуриентов?

Во-первых, важно, чтобы абитуриенты обладали интересом к этой сфере, в противном случае эффективными сотрудниками подразделений комплаенс они вряд ли станут. Во-вторых, у них должны быть определённые моральные качества, потому что люди, которые принимают меры по предотвращению коррупции, должны для себя четко определиться, что коррупционные действия неприемлемы. Деловая этика – это важнейшая часть комплаенс программы. Конечно, должны быть определённые взгляды на бизнес, на приемлемые и неприемлемые методы его ведения. Наши абитуриенты должны разделять те ценности, те идеи, которые подразделение комплаенс старается внедрять в компаниях. Поступление на программу осуществляется на основании конкурса портфолио. Будет учитываться образование, опыт работы, мотивационные письма, публикации и участие в конференциях по тематике программы.

В связи с тем, что программа юридическая, обязателен ли абитуриентам правовой бэкграунд?

Программа действительно реализуется на факультете права, но она открыта для выпускников бакалавриата и специалитета и по другим направлениям. Мы не ставим обязательным условием для приёма на программу наличие диплома в области юриспруденции. У нас будут специальные адаптационные дисциплины по теории права, по международному, уголовному, административному праву. Слушатели, которые придут с другим бэкграундом, смогут восполнить пробелы в юридический сфере и учиться наравне с коллегами, которые получали первое юридическое образование. Мы ждём специалистов в области экономики, менеджмента, информационных технологий и других сфер. Мы не ставим обязательным условием наличие опыта работы в сфере комплаенс или юриспруденции.

Какие дисциплины изучаются в рамках программы?

Мы будем читать блок общих дисциплин по праву, потому что нам нужно обеспечить понимание специальных дисциплин. Важно, чтобы слушатели знали правовые концепции, владели юридической терминологией, иначе в дальнейшем они просто не поймут мастер-классы специалистов, которые будут рассказывать узко-специальные вещи. Будет целый ряд дисциплин по различным направлениям комплаенса. Это и налоговый комплаенс, и антикоррупционный, и антимонопольный, и противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма, и другие блоки, очень важные для подготовки специалистов в сфере комплаенс. Большое внимание будет уделяться современным информационным технологиям, потому что на них строится реализация любой комплаенс программы в серьёзной компании. Большое значение имеет использование различных баз данных, информационных ресурсов, в какой-то степени даже искусственного интеллекта. Всем этим аспектам будет уделяться внимание, поэтому мы будем рады и слушателям с IT бэкграундом, которые могут прийти к нам и получить специализацию по комплаенсу.

В связи с тем, что многие потенциальные студенты магистратуры работают, учитывает ли это расписание занятий программы?

Все мы прекрасно понимаем, что жизнь сейчас непростая. Выживать без работы, особенно в нынешних реалиях, достаточно проблематично, поэтому занятия будут проводиться в вечернее время, с 18.10 до 21.00. Те слушатели, которые будут обучаться на программе, конечно смогут работать.

Возможны ли проблемы с организацией учебного процесса?

Мы стараемся, являясь специалистами в сфере комплаенс, выявлять риски на берегу и принимать меры по их снижению. Если возникнут сложные ситуации, будем с ними справляться. Жизнь сейчас непредсказуемая. Если бы кто-то сказал несколько месяцев назад, что полностью перейдём на онлайн-обучение, наверное, мы бы очень удивились.  Однако быстро перешли, справляемся, процесс обучения идёт. Думаю, что никаких проблем с запуском и реализацией программы не будет. У нас есть большой опыт решения различных проблем.

Вы хотели бы ещё что-то добавить?

У нас собралась действительно очень хорошая команда специалистов различного профиля по различным блокам комплаенса, и мы будем рады видеть наших слушателей на программе. Думаю, им будет интересно. Постараемся сделать то, что от нас зависит, чтобы они получили хорошее образование и нашли себя в этой профессии.