• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Консультативная психология. Персонология»

Основы групповой психотерапии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современная психология личности», «Основы психологического консультирования», «Теория и методология психологии», НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик» Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: НИС «Персонологические исследования и построение консультативных практик», «Модели персонологии», «Общие и специфические факторы консультирования и психотерапии личности»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1 знакомство с основными формами и этапами группового человекоцентрированного взаимодействия; 2 предоставление студентам пространства и возможностей для самоисследования средствами группы встреч; 3 практика базовых психотерапевтических установок (безусловного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности) в межличностном общении.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство участников. Начало работы.
  • Создание темы группкой работы. Нарастание чувства фрустрации.
  • Осознание позитивных эффектов роста напряжения в группе. Осознание вариантов непринимающего (оценочного) и аэмпатического взаимодействия. Язык непринятия (по Т.Гордону). Аккумуляция негативных переживаний.
  • Обретение безопасности в групповом процессе. Отслеживание тенденций объективизировать, рационализировать и психологизировать групповое обсуждение (secondary social talks).
  • Возможная агрессия в адрес фасилитаторов группы. Фасилитация ведущими негативных переживаний у участников группы как форм самопредъявления. Преобразование негативных и аффективных оценочных суждений в конгруэнтные самораскрытия. Переход от ты-высказываний к я- высказываниям (по Т.Гордону).
  • Фасилитация латентных позитивных переживаний у участников группы. Осознание изменений эмоционального климата в группе. Наблюдение роста взаимного доверия у участников группы. Наблюдение первичных психотерапевтических эффектов группы.
  • Возникновение тематики фасадов и масок во внутриличностном и межличностном общении участников группы. Наблюдение активного эмпатического слушания и контакта.
  • Отслеживание интегрирующих переживаний (по М.Боуэн). Отслеживание сензитивности к элементам нового в эмоциональном опыте участников группы. Осознание внутриличностных и межличностных аспектов трансперсонального отношения. Создание нового коммуникативного опыта как условия позитивных личностных изменений. Отслеживание вторичных психотерапевтических эффектов группы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Знакомство участников группы
    Представления фасилитаторов. Представления участников группы. Отсутствие общей темы обсуждения. Растерянность. Попытки поверхностного, вежливого общения (primary social talks).
  • Тема 2. Ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры
    Отсутствие связности между высказываниями участников группы. Попытки найти и предложить группе некую «тему», в равной мере интересную для всех участников тренинга, постепенно осознаются как несостоятельные. Возникновение и постепенное усиление ощущения фрустрации у участников группы из-за отсутствия какой-либо заданной извне структуры. Нарастание пауз и общего напряжения в группе.
  • Тема 4. Описание прошлых, более безопасных событий и чувств
    Поиск зон безопасного (анонимного, отчужденного, отстраненного) самопредъявления. Тенденции объективизировать, рационализировать и психологизировать групповое обсуждение (secondary social talks).
  • Тема 3. Первые попытки самораскрытия и сопротивление этому
    Фасилитация первых попыток самораскрытия. Внутриличностное и межличностное сопротивление самораскрытию. Позитивные эффекты роста напряжения в группе. Групповая динамика. Варианты непринимающего (оценочного) и аэмпатического взаимодействия. Язык непринятия (по Т.Гордону). Аккумуляция негативных переживаний (неудовлетворенности, досады, раздражения, подавленности и т.п.
  • Тема 6. Выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь»
    Аккумуляция невыраженных позитивных переживаний. Фасилитация латентных позитивных переживаний у участников группы. Изменение эмоционального климата в группе. Рост взаимного доверия. Открытое общение. Первичные психотерапевтические эффекты группы.
  • Тема 7. Попытки исследования личностно значимых тем.
    Фасилитация самоисследования. Возникновение тематики фасадов и масок во внутриличностном и межличностном общении. Проявления интолерантности и конфронтации. Активное эмпатическое слушание и трансперсональное контактирование.
  • Тема 5. Открытое выражение негативных переживаний
    Агрессия в адрес фасилитаторов группы. Фасилитация негативных переживаний у участников группы как форм самопредъявления. Преобразование негативных и аффективных оценочных суждений в конгруэнтные самораскрытия. Переход от ты-высказываний к я- высказываниям (по Т.Гордону).
  • Тема 8. Проявления самопринятия и основная встреча
    Фасилитация трансперсонального общения. Интегрирующие переживания (по М.Боуэн). Метафорические высказывания. Глубокая, герменевтическая (по В.Кайлю) эмпатия. Сензитивность к элементам нового в эмоциональном опыте участников группы. Внутриличностный и межличностный аспекты трансперсонального отношения. Нарастание чувств взаимосвязанности, близости, общности. Новый коммуникативный опыт как ажное условие позитивных личностных изменений. Вторичные психотерапевтические эффекты группы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Опрос
    Все оценки могут не являться целыми числами. Округляется только итоговая оценка, выставляемая в ведомость. Способ округления итоговой оценки - арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Округление итоговой оценки применяется только в том случае, если студент получил в качестве итоговой оценки 4 балла и выше. Если итоговая оценка студента не превышает 4 балла (например, 3,9) в отношении нее не применяется правило округления и в ведомость выставляется оценка неудовлетворительно (3).
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность + 0.25 * Опрос + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас Р., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психодинамическая групповая психотерапия, Рутан Д., Стоун У., 2002