• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Управление комплаенс-рисками в коммерческих организациях"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Лепилина Светлана Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Управление комплаенс-рисками в коммерческих организациях» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов правового регулирования в области комплаенс, а также практики построения эффективных систем комплаенс-контроля. Необходимость преподавания данной дисциплины продиктована актуальной потреб-ностью внедрения в коммерческих организациях действенных средств управления комплаенс-рисками, напрямую связанными с соблюдением различных регуляторных требований, а также требований в части добросовестного поведения на рынке, стандартов общественных организаций и лучших деловых практик. Отсутствие системы управления комплаенс-рисками может привести к росту финансовых потерь компании, невозможности осуществления эффективного внутреннего контроля, и в конечном счете потере деловой репутации и реализации регуляторных рисков. В связи с этим в рамках дисциплины студентами изучаются наиболее важные области контроля комплаенс-риска, а также система правовых мер, направленных на минимизацию риска в каждой из данных областей при построении эффективной системы комплаенс-менеджмента в коммерческой организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с теоретическими и практическими проблемами управления комплаенс-рисками с учетом новейшего законодательства и международной практики, выработка навыков работы с нормативными правовыми актами;
  • выработка навыков применения риск-ориентированного подхода при построении системы комплаенс-менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые понятия, принципы; основные нормативные требования во всех изученных областях комплаенс-контроля; основные тенденции развития международно-правового регулирования в изучаемой области;
  • Умеет юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности;
  • Уметь оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; определять ключевые области комплаенс риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию;
  • Владеет юридически грамотно толковать и применять нормы действующего законодательства в практической деятельности;
  • Владеет оценивать эффективность системы комплаенс-менеджмента компании; определять ключевые области комплаенс риска и вырабатывать комплекс правовых и процедурных мер, направленных на их минимизацию;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие комплаенс-риска. Виды и источники комплаенс-рисков
    Понятие комплаенс. Определение риска. Управление рисками. Риск-ориентированный подход в управлении организацией. Виды и источники комплаенс-рисков
  • Нормативно-правовое регулирование в области управления комплаенс-рисками.
    Нормативно-правовое регулирование: цели, история, факторы, оказывающие влияние на нормативно-правовое регулирование. Стороны, участвующие в процессе нормативно-правового регулирования. Нормативно-правовое регулирование: подходы и модели. Источники правил нормативно-правового регулирования. Международное законодательство и разработка передовых практик. Регулирующие органы и их полномочия.
  • Управление комплаенс-рисками в сфере ПОД/ФТ
    Понятие легализации денежных средств. Этапы легализации. Понятие финансирования терроризма. История борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма на международном уровне. Развитие законодательства по ПОД/ФТ в России. Основные принципы ПОД/ФТ. Принцип «Знай своего клиента». Система внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Локальные нормативные акты в сфере ПОД/ФТ. Программы осуществления внутреннего контроля. Управление риском вовлечения организации в отмывание денежных средств. Распределение полномочий при осуществлении ПОД/ФТ. Взаимодействие с государственными органами. Отчетность. Ответственность за нарушение требований в сфере ПОД/ФТ.
  • Защита прав инвесторов
    Цели осуществления комплаенс-контроля в области защиты прав инвесторов. Основные источники риска. Нормативно-правовое регулирование в России и за рубежом. Квалификация инвестора. Стандарты СРО и защита прав инвесторов. Требования в области защиты прав инвесторов в соответствии с MiFID II. Раскрытие информации. Best execution. Правовые способы минимизации риска инвестора при осуществлении операций на рынке ценных бумаг.
  • Санкционный комплаенс
    Понятие санкций. Субъекты санкций. Виды санкционных ограничений. История применения санкционных ограничений на международном уровне. Нормативно-правовое регулирование. Основания включения/исключения лиц в списки санкционных лиц. Санкционные ограничения, действующие в РФ. Санкционные ограничения, действующие на международном уровне. Иностранные санкционные ограничения. Санкционный контроль при осуществлении международных расчетов. Правовые способы минимизации риска при работе с санкционными лицами, товарами, странами. Санкционные оговорки. Введение санкций как основание дефолта контрагента.
  • Инсайд и манипулирование
    Понятие инсайдерской информации. Инсайдер. Понятие манипулирования. Китайская стена: понятие и применение механизмов. Европейские требования к работе с инсайдерской информацией. MAR. Правовые способы минимизации риска при работе с инсайдерской информацией.
  • Иные области осуществления комплаенс-контроля
    Реклама. Добросовестное поведение на рынке. Комплаенс-контроль при работе с персоналом. Взаимодействие с государственными органами. Отчетность и предоставление информации в государственные органы. SFTR. FATCA. CRS. GDPR.
  • Управление комплаенс-рисками в сфере противодействия коррупции
    Виды взяточничества: откаты, вознаграждение за упрощение формальностей, благотворительность, спонсорство, пожертвования политическим партиям, подарки, знаки делового гостеприимства, а также рекламные и прочие расходы по ведению бизнеса. Нормативно-правовое регулирование. Принципы контроля и учёта подарков и знаков делового гостеприимства в организации.
  • Комплаенс-менеджмент
    Функции подразделения комплаенс-менеджмента. Функции комплаенс-менеджера. Функции совета директоров. Основные виды деятельности и процедуры комплаенс-функции. Ключевые взаимосвязи комплаенс-функции. Другие функции комплаенс-менеджера: борьба с отмыванием денег, предупреждение финансовых преступлений, злоупотребление фондовым рынком, управление рисками, законоприменение.
  • Организация эффективной службы комплаенс в российской компании.
    Комплаенс: с ним или без него. Регулирование функции комплаенс на Западе. Кто ответственнен за комплаенс. Комплаенс-культура и комплаенс-среда. Комплаенс и корпоративное управление, основные отличия от смежных функций. Понимание комплаенс ключевыми стейкхолдерами. Комплаенс-программа и комплаенс-план функции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Комплаенс-программа организации : практич. руководство / В.А. Черепанова. — 4-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ba3bb33842875.14064221. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1000025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Комплаенс-программа организации: практ. руководство / В. Черепанова. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. — 288 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754288